ВЕХИ ЕВРАЗИЙСТВА
- Классическое евразийство (обзор)
- Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли
- Появление неоевразийства: историко-социальный контекст
- Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения
- Основные философские положения неоевразийства
Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли
Лев Николаевич Гумилев (1912 1992), сын
русского поэта Николая Гумилева и поэтессы Анны Ахматовой,
этнограф, историк, философ. Участник многих
экспедиций в Азию. Неоднократно арестовывался.
Участник Великой Отечественной войны. В 1965 году
вышла работа «По поводу
предмета исторической географии», в
которой он впервые изложил свою теорию этноса. В
1976 г. закончил написание «Этногенез и биосфера
Земли». В 1989 году вышло его произведение «Древняя
Русь и Великая Степь». Умер в 1992 году.
Большое влияние на Гумилева оказала книга
калмыка-евразийца Э.Хара-Давана «Чингиз-хан как
полководец» и труды П.С. Савицкого. В своем
творчестве Л. Гумилев развивает основные тезисы
евразийства. В конце жизни называл себя
«последним евразийцем».
Основные моменты теории Гумилева:
1. теория «пассионарности» как развитие
евразийского идеализма;
2. Гумилев принимал основные
историко-методологические выводы евразийцев.
Однако у них он не находил ответа на главный для
себя вопрос: что является причиной положительной
или отрицательной комплиментарности между
этносами? Дело, на его взгляд, заключалось в том,
что этносы, как природные образования,
подвержены воздействию неких «энергетических
импульсов», исходящих из космоса и вызывающих
«эффект пассионарности», т.е. высшей активности,
сверхнапряжённости. В таких случаях этносы
претерпевают «генетические мутации», приводящие
к зарождению «пассионариев» людей особого
темперамента и дарований. Они и становятся
создателями новых этносов, культур и государств;
3. фиксация научного внимания на протоистории
«кочевых империй» Востока и открытие
колоссального этнического и культурного
наследия автохтонов Древней Евразии, вполне
сопоставимого с величайшими культурами
Древности, но незаслуженно забытого (хунны,
тюрки, монголы и т.д.);
4. развитие тюркофильского подхода в теории
«этнической комплиментарности».
Этнос это вообще всякая совокупность
людей, «коллектив»: народ, народность, нация,
племя, родовой союз, основанный на общности
исторической судьбы. У всякого этноса есть
начало и конец; он рождается, мужает, стареет и
умирает. Вместе с тем ни один этнос, ни один народ
«не живёт одиноко». Между ними существуют
многообразные этнические контакты, которые
обусловливаются наличием соответствующей
«комплиментарности», симпатии, дружественности.
У русских такая комплиментарность легко
установилась с «монголоидами», но была страшно
затруднена с европейцами, в особенности с
католиками. «Наши предки великорусы, писал
Гумилев, в XV-XVI-XVII веках смешивались легко и
довольно быстро с татарами Волги, Дона, Оби и с
бурятами, которые восприняли русскую культуру.
Сами великорусы легко растворялись среди якутов,
объякутивались и постоянно по-товарищески
контактировали с казахами и калмыками. Женились,
безболезненно уживались с монголами в
Центральной Азии, равно как и монголы и тюрки в
XIV-XVI веках легко сливались с русскими в
Центральной России». Поэтому историю
Московской Руси нельзя рассматривать вне
контекста русско-татарских этнических
контактов, истории евразийского континента.
|