::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
ВЕХИ ЕВРАЗИЙСТВА
  1. Классическое евразийство (обзор)
  2. Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли
  3. Появление неоевразийства: историко-социальный контекст
  4. Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения
  5. Основные философские положения неоевразийства

Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли

Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992), сын русского поэта Николая Гумилева и поэтессы Анны Ахматовой, этнограф, историк, философ. Участник многих экспедиций в Азию. Неоднократно арестовывался. Участник Великой Отечественной войны. В 1965 году вышла работа «По поводу предмета исторической географии», в которой он впервые изложил свою теорию этноса. В 1976 г. закончил написание «Этногенез и биосфера Земли». В 1989 году вышло его произведение «Древняя Русь и Великая Степь». Умер в 1992 году.

Большое влияние на Гумилева оказала книга калмыка-евразийца Э.Хара-Давана «Чингиз-хан как полководец» и труды П.С. Савицкого. В своем творчестве Л. Гумилев развивает основные тезисы евразийства. В конце жизни называл себя «последним евразийцем».

Основные моменты теории Гумилева:

1. теория «пассионарности» как развитие евразийского идеализма;

2. Гумилев принимал основные историко-методологические выводы евразийцев. Однако у них он не находил ответа на главный для себя вопрос: что является причиной положительной или отрицательной комплиментарности между этносами? Дело, на его взгляд, заключалось в том, что этносы, как природные образования, подвержены воздействию неких «энергетических импульсов», исходящих из космоса и вызывающих «эффект пассионарности», т.е. высшей активности, сверхнапряжённости. В таких случаях этносы претерпевают «генетические мутации», приводящие к зарождению «пассионариев» – людей особого темперамента и дарований. Они и становятся создателями новых этносов, культур и государств;

3. фиксация научного внимания на протоистории «кочевых империй» Востока и открытие колоссального этнического и культурного наследия автохтонов Древней Евразии, вполне сопоставимого с величайшими культурами Древности, но незаслуженно забытого (хунны, тюрки, монголы и т.д.);

4. развитие тюркофильского подхода в теории «этнической комплиментарности».

Этнос –– это вообще всякая совокупность людей, «коллектив»: народ, народность, нация, племя, родовой союз, основанный на общности исторической судьбы. У всякого этноса есть начало и конец; он рождается, мужает, стареет и умирает. Вместе с тем ни один этнос, ни один народ «не живёт одиноко». Между ними существуют многообразные этнические контакты, которые обусловливаются наличием соответствующей «комплиментарности», симпатии, дружественности. У русских такая комплиментарность легко установилась с «монголоидами», но была страшно затруднена с европейцами, в особенности с католиками. «Наши предки великорусы, – писал Гумилев, – в XV-XVI-XVII веках смешивались легко и довольно быстро с татарами Волги, Дона, Оби и с бурятами, которые восприняли русскую культуру. Сами великорусы легко растворялись среди якутов, объякутивались и постоянно по-товарищески контактировали с казахами и калмыками. Женились, безболезненно уживались с монголами в Центральной Азии, равно как и монголы и тюрки в XIV-XVI веках легко сливались с русскими в Центральной России». Поэтому историю Московской Руси нельзя рассматривать вне контекста русско-татарских этнических контактов, истории евразийского континента.



 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::