::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №4

Православная педагогика в XXI веке

Станислав Некрасов

Станислав Некрасов, доктор философских наук, профессор

...Исчезновение ведущей ветви отечественной философской литературы ХХ в. революционно-демократической в ее марксистской форме, еще не возродило вторую ветвь религиозно-русофильскую. Третья уродливая линия западнического обществознания стремится заполнить все интеллектуальное пространство и формирует суррогаты первых двух. Вместо православия стране предъявлялся протестантизм как иудеизированное христианство. Вместо тоталитарной догматики демократические реформаторы и рыночные «вуду-экономисты» пытались внедрить мифологию потребительско-демократического типа. В этих условиях с особой остротой встал вопрос реализации старого проекта русской интеллигенции: усиленного самообразования молодежи, отвращающего ее от нигилизма и терроризма революционного толка и богословской сектантской гордыни. В сущности марксизм и христианство в России оказались сокрушенными одной силой, а потому и возрождение России (сначала в умах молодого поколения) может идти с двух сторон.

Христианство, несомненно, наиболее совершенная из всех мировых религий. Оно было принесено сошедшим на землю живым Богом, а не продиктовано с неба отчужденным существом (иудаизм), мудрецом (буддизм), пророком (ислам). Из всего спектра христианских традиций самое чистое Православие. Католицизм («латинство», по старорусской терминологии) погряз в идее создания земного богатства. Протестантизм выразил сущность буржуазного индивидуализма и прямо благословил аморальное стяжательство, одобрив саму идею банка и ссудного процента как «коллективного ростовщика». В результате протестантизм отрекся от всего корпуса идей Нового Завета и обратился к мировоззрению Ветхого Завета. Католицизм и особенно последние версии протестантизма стали основой бездуховности западного капитализма. Напротив, православие организовывало весь традиционный строй жизни русского народа на протяжении тысячелетия. Несомненны и чисты корни Православия его греко-византийское происхождение, то есть генезис из первоисточника христианства в отличие от искаженного происхождения католицизма-протестантизма. Чисто и происхождение самоназвания русской религии еще до крещения Руси русские были православными они славили правь, знали о яви и нави и жили по прави.

Богоборчество ХХ в. не уничтожило Православие, хотя как социальный институт Русская Православная Церковь так до сих пор и не распрямилась. Не погибла и основанная на Православии народная культура, обращение к которой как к «Ладу» (В. Белов) позволит обновить человеческие души.

Означает ли сказанное необходимость введения уроков «Закона Божьего» в школе и ВУЗе? Разумеется, нет. Разрушение массового атеизма не предполагает моментальное закрепощение сознания новыми догмами. Освобождение от атеизма и есть процесс демифологизации сознания от любых форм открытого и скрыто-религиозного миросозерцания типа атеизма. Несомненно, большинство бывших атеистов среди молодежи (до 60 %) никакой новой веры не обрело, что демонстрирует всеобщий опыт освобождения людей от любых фетишизированных форм сознания. Именно поэтому обязательные уроки «законов Божьего» в системе государственного образования невозможны. Они не будут восприниматься не только самоосвободившимися людьми, но и сторонниками новых нетрадиционных религий, сект и мистических откровений. Последние как творцы новых мифов не предполагают жесткие системы верований: они построены на игре и свободном осмыслении реальности в отличие от приговоров верованиям со стороны научного догматизма. Эти новые формы сознания, соответствующие в основном протестантскому менталитету обогащения, тесно связаны с идеей абсолютной политической и экономической свободы формально связанных индивидов.

Духовное раскрепощение есть оборотная сторона нашей западнической медали. Такие свободные люди настаивают на полном плюрализме и равенстве культов новых и старых. Они (как показывают социологические исследования) не отдают предпочтения Православию перед лицом экспансии американского сектантства в Россию. Мы имеем в таком полном освобождении душ некий искус тотального индивидуализма интеллигентско-богоборческого типа. Это тот вирус, который взорвал изнутри социализм и православие и который стремился превратить нашу страну в колонию Запада в грандиозной мондиалистской схеме. Полное освобождение опустошающе действует на души молодого поколения, ведь единственным выводом после принятия решения служить Мамоне будет вывод об абсурдности существования и необходимости бунта против абсурда. Достаточно вспомнить специфическую трактовку христианства Ф.М. Достоевским, интерпретированную затем А. Камю в его «Эссе об абсурде».

О. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» наглядно продемонстрировал разнообразие неистинных трактовок христианства, основанных на индивидуалистической доктрине. Но если эта процедура была проделана Флоровским в 1937 г., то до сих пор после крушения системы государственного социализма аналогичная процедура не была проделана с марксизмом. В свете сказанного самообразование молодежи не может быть сведено к овладению богатством русской богословской традиции, равно как и познанию разнообразия революционно-демократической линии отечественной мысли. Помимо очищения и разъятия многочисленных трактовок этих традиций задачей для молодого ума оказывается еще и преодоление индивидуалистического нигилизма, замешанного на космополитической религиозной основе ветхозаветной традиции протестантизма и иных форм ложной веры. Впрочем, определение ложного и истинного в понимании души и социальной жизни достигается лишь в ходе упорного процесса самообразования.

Не будем забывать, что в каждом классе и в каждой студенческой группе есть помимо «бизнесменов», «растерявшихся» и «циников» слой ребят «религиозно-ищущих» и взыскующих высшей правды. Пришедшие к власти «демократы» сильно засорили духовную атмосферу общества мистическими умозрениями. Есть опасения, что пришедшие ныне к власти патриоты-государственники также соединяют сознанные сакральные мистификации с собственной волей к власти. В водоворот нашего менталитета попадают наиболее чистые ищущие молодые люди именно те, кто призван возродить Россию. Помогут ли им старшие и более опытные поколения? Или же будут как разуверившиеся во всем циничные социологические агентства считать проценты и раскладку общественного мнения в очередном грандиозном общественном перевороте крушения постсовременности!?

Очевидно, что объявленный глобальный «конец истории» (Ф.Фукуяма) отменяется. Очевидно также, что прыжок в царство либеральной утопии мира не удался. Однако мир продолжает стоять перед выбором между дальнейшей деградацией цивилизацией и гибелью культуры по либерально-рыночному сценарию и неокоммунистическому сценарию свободного развития. Сегодня российское общественное сознание еще не выбрало ясно и отчетливо свой путь развития, однако мутация реставрации ясно показывает на путь к реставрационному развитию. В ходе его ведущим становится государственный сектор экономики, в России это, прежде всего аэрокосмический комплекс, станкостроение, судостроение, информационные технологии и иные отрасли «физической экономики». Сфера государственной регуляции при этом распространяется на науку, образование, здравоохранение и культуру. Единый народнохозяйственный комплекс и единое рыночное пространство, образованное взаимодействие различных форм собственности, представляет собой условие для рывка в будущее посредством контрреформ.

Что же позволяет нам говорить и прогнозировать скорый крах постсовременности? Нам часто говорят, что ХХI век будет веком жестокой борьбы за ресурсы, что в разрыв между техническим прогрессом и духовностью прорвались все силы ада, а в мире все более утверждается некая метафизика зла, в соответствии с которой логика истории непознаваема. Россия-де не может уйти от этой гибельной логики, поскольку мир становится все более взаимосвязанным, и участники исторических событий все чаще являются не просто гражданами своей страны, но гражданами мира. С этой точки зрения мир непознаваем и катится в состояние варварства. Ссылаются на традиции русской философии, в соответствии с которыми грядущее представляет собой неизбежное зло.

Спросим, о какой философии идет речь? Эсхатологизм присущ квазирелигиозной философии и только, нам же указанное качество обобщают на всю русскую философскую традицию. Околорелигиозные поиски философов начала ХХ в. так и не были признаны Русской Православной Церковью, поскольку представленная точка зрения может быть названа агностицизмом, а потому она не имеет ни малейшего отношения ни к науке, ни к религии. Ссылки на постсовременную науку и теорему К. Геделя о принципиальной неполноте множеств несостоятельны. Они отражают состояние сознания погибающего «глобального человейника», в оптике которого злым демиургом является техника, народы неизбежно воюют из-за нехватки ресурсов, планета перенаселена. Наша Земля недонаселена. На современном уровне развития производительных сил планета в состоянии выдержать техногенную нагрузку в 25 миллиардов человек. Все дело, следовательно, в несовершенных производственных отношениях, в принципиальной устарелости капитализма и несостоятельности принципа частной собственности.

В упомянутой выше пессимистической логике оправдания мирового зла и варваризации мира мы видим проявление механистического мышления, достойного физиков, математиков как представителей естественных наук, а также метафизического сознания, свойственного буржуазным интеллектуалам. Существуют неразвитые формы материализма в понимании общества географический и демографический. Крах постиндустриальной утопии, бред постиндустриализма предполагает создание формы ложного сознания, в свете которого возникает технофобия и экологический пессимизм, ведущий к экологическому фашизму. «Русская идея» и научное мировоззрение требуют изменения формы сознания в направлении научного оптимизма. Его принципы: увеличение плотности населения, использование потенциальных возможностей фундаментальных научных открытий.

Православная педагогика в школе и в жизни может выдвинуть тезис: «Верю в человека!» (ибо человек есть образ Божий), западный глобализм словами структуралиста М. Фуко в 1969 г. провозгласил «смерть человека», а устами экофашистов заявил, что человек лишь другой вид обезьян, опасный для природы. Все антиутопии от Уэллса до Оруэлла и Хаксли полностью реализовались в западном мире. Этим антиутопиям противостоит сияющий образ православной педагогики, основанной на православной антропологии и учении о преображении мира.

г. Екатеринбург



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

404 Not Found

404 Not Found


nginx
404 Not Found

404 Not Found


nginx


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::