НАЙТИ СВОЕ МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Беседу вел Игорь ЯДЫКИН
В той дуге международной напряженности, протянувшейся на тысячи
километров от Гибралтара до Филиппин, есть одна, может быть, самая "горячая
точка" - Ближний Восток. Именно здесь уже на протяжении тысячелетий и
последнего полувека не утихает конфликт вокруг небольшой территории,
именуемой Святой землей. Именно здесь пересекаются интересы многих
государств и народов. Именно здесь, и достаточно эффективно, население
небольшого государства Израиль борется с международным терроризмом, с
которым лицом к лицу столкнулась сегодня Россия. Именно здесь нам
приходится сегодня ломать стереотипы советского внешнеполитического
мышления. Как заявил 21 сентября с.г. Президент РФ Владимир Путин, у России и Израиля для плодотворного развития отношений есть существенный потенциал.
А как думают на этот счет простые граждане Израиля? Мы беседуем об этом с выходцем из России, а ныне гражданином Израиля раввином Авраамом
ШМУЛЕВИЧЕМ.
- Господин Шмулевич, как получилось, что перед лицом исламского
экстремизма Россия и Израиль оказались естественными союзниками?
- И не только в этом. Где-то начиная с двадцатых годов в мире борются
две тенденции. Первая - сохранение национальной культуры, ценностей и
самобытности народа. Каждая страна идет своим путем. У каждого народа есть
свои ценности, свои идеалы. И сохранить их можно, только опираясь на
собственные традиции.
Вторая тенденция (обозначающий ее термин только недавно вошел в
политическую жизнь России, хотя в англоязычной литературе он известен
давно) - "мондиализм", или "атлантизм". Концепция, согласно которой мир
должен стать единым.
Но это не то единство, о котором мы мечтаем, единство, когда каждый
сохраняет свою самобытность. Это "единство", когда все сливаются, нет
никаких национальных границ, а религия, культура, традиции играют роль
какой-то ширмы, за которой ничего не стоит. Эта тенденция имеет очень
четкую экономическую подоплеку и отражает интересы транснациональных
корпораций (ТНК), которые хотят действовать в масштабах всего мира. Границы
им не нужны. И процесс этот очень опасен, поскольку по своей природе
глубоко антидемократичен и представляет для всего остального мира угрозу.
- В том числе для России и Израиля...
- Если мы говорим о России и Израиле, то наши страны связывают давние
отношения. Ведь что такое сионизм? Это еврейская национальная революция,
направленная на собирание еврейского народа на его исторической родине.
Сионизм противоположен космополитизму. Мы считаем, евреи должны жить по
канонам своей культуры, своей религии, в своей стране. На протяжении двух
тысяч лет еврейский народ был рассеян по всему миру. Величайший израильский
писатель лауреат Нобелевской премии Шмуэль Агнон начал свою нобелевскую
речь такими словами: "Я должен был родиться в Иерусалиме. Но из-за
исторической случайности, когда император Тит разрушил храм, я родился на
Украине". Так мы, израильтяне, относимся к своей исторической судьбе.
В западном обществе говорят о том, что духовные ценности каждый волен
выбирать сам, общество не вправе навязывать своему члену какой-либо образ
жизни. Но на практике это приводит к тому, что первую роль в определении
духовного облика человека и его поведения играют не традиционные,
освященные веками нормы и интересы всего народа, а сиюминутные, часто
эгоистические интересы. В результате общество теряет нравственные
ориентиры, сегодня для человека удобны одни ценности, а завтра поменялась
политика его работодателя - и ценности изменились. Ни религия, ни мораль по
большому счету никого ни к чему не обязывают. Это выгодно в первую очередь
транснациональному капиталу, придает ему максимальную гибкость. Капитал
этот не имеет национального лица. В нем участвует, конечно, большое
количество евреев, есть русские и представители других национальностей, но
этот капитал национального облика не имеет.
- Те же арабские нефтяные короли:
- Арабский нефтяной капитал совершенно четко включен в американскую
систему. Арабский мир не имеет ни новейшей промышленности, ни технологий,
но он имеет колоссальные деньги. Все эти деньги вкладываются в американскую
экономику и биржи, они зависят полностью от американских и
западноевропейских специалистов и передовых технологий. Практически
арабские нефтедоллары в значительной степени питают вышеназванную систему.
Кроме того, идеология ваххабизма нашла общий язык с американским
протестантством и с помощью своих носителей пытается распространить
практику мондиализма на весь ислам и весь мир в целом.
Подобное происходит и в Израиле. Так, арабская террористическая
организация "Хамас", наиболее активно действующая в Израиле, придерживается
как раз близкой к ваххабизму версии ислама. И характерно, что она получает
помощь от американских протестантов. Так, в одной из наиболее "горячих
точек" Израиля - городе Хевроне активно действуют среди арабского населения
группы протестантских "миссионеров". Находятся они там по приглашению
"Хамаса" и пользуются его полной поддержкой.
Мне кажется, Россия в Чечне совершила в свое время колоссальную ошибку.
Раньше там существовал традиционный ислам суфийского образца, который в
целом сосуществовал с русским православием. Даже сын Шамиля был генералом
на русской службе. И когда в начале перестройки Чечня фактически обрела
независимость, на ее территорию хлынули агитаторы-ваххабиты из Иордании и
Саудовской Аравии. А ваххабизм - это агрессивная, рвущаяся к власти
негативная энергия, с которой действительно сегодня можно разговаривать
только силой оружия. И то, что Россия сразу же не воспрепятствовала этому и
не поддержала те силы в Чечне, с которыми можно было вести диалог
(учитывая, что очень важно, национальные особенности чеченцев), и привело к
дальнейшим событиям.
- Но давайте вернемся к Израилю. Некоторые аналитики предрекают и ему
тяжелые времена.
- Израиль возник как государство евреев, возвращающихся на свою землю.
Потому что Всевышний, как повествует Тора, дал каждому народу, каждому
человеку свое место под солнцем. И задача это место найти. Если каждый
будет думать, как найти свое место, не захватить что-то, что есть у
другого, а найти то, что предназначено ему, то на Земле воцарятся
спокойствие и справедливость. Если каждый человек найдет свой путь (то же
самое касается каждой страны, каждого народа), то на Земле не будет ни
войн, ни конфликтов, которые мы наблюдаем сейчас.
А тот космополитический путь, который предлагает Запад, он, наоборот,
ведет к бесконечным конфликтам, подчинению одних другими своей воле и т.д.,
поскольку весь мир искусственно сводится к общему знаменателю. Так вот,
задача Израиля в том, чтобы евреи вернулись в свою культуру и собрались на
своей исторической родине, которая сейчас часто называется Палестиной, а
еще раньше - Землей Израилевой.
- А как быть с палестинцами, которые тоже считают эту землю своей
родиной?
- Проблема арабского населения действительно существует. Арабы жили на
территории Палестины более тысячи лет, завоевание ими этой территории
произошло в 639 году. Согласно господствующей в Израиле идеологии сионизма,
арабы могут жить вместе с евреями в качестве национального меньшинства.
Арабский язык, кстати, является одним из государственных языков Израиля.
Но, конечно, у Израиля, как у любой другой страны, есть свои
национальные интересы. В первую очередь государство Израиль предназначено
для возрождения еврейской традиции... Еще во времена Брежнева мы
неоднократно обращались с призывом восстановить дипломатические отношения.
Но Советский Союз поступал совершенно неразумно, лишая себя возможности
влиять на события на Ближнем Востоке. А у Израиля не было никакого другого
выхода, как ориентироваться на Америку.
Очень много нам в американском влиянии не нравится. Американцы часто
ведут себя просто по-хамски, стараются подчинить всех. Ни один доллар,
который дает Америка в виде помощи - гуманитарной или военной, не дается
просто так.
Дело в том, что военная помощь, которую получает Израиль, составляет 3
% его национального бюджета. Но большая часть ее уходит, по условиям
предоставления, на размещение заказов на американских оборонных
предприятиях. США стараются участвовать в финансировании наших оборонных
проектов, чтобы потом иметь возможность наложить вето на нежелательное, с
американской точки зрения, их использование.
С точки зрения научных идей, технологий, электроники и хайтека,
израильская военная промышленность, можно сказать, стоит на первом месте в
мире. Модернизация устаревшей военной техники - это также область, где
Израиль не знает себе равных. Большим преимуществом Израиля является также
культура интегрирования технологий. Здесь могут открыться богатые
перспективы для сотрудничества с Россией. "Черная акула" (точнее,
разработанная для Турции ее версия) могла бы стать первой ласточкой.
Если бы усилия наших ученых, конструкторов и инженеров были объединены,
успех такой кооперации был бы обеспечен. Впрочем, необходимо отдавать себе
отчет, что военное сотрудничество должно строиться на прочной политической
базе, способной противостоять внешнему давлению.
В некотором смысле судьба мира решается на Ближнем Востоке. Это
ключевая точка, где соединяются Европа, Азия, Африка. И недаром американцы
тратят колоссальные средства, чтобы проникнуть в этот регион, чтобы его
контролировать. Израильское правительство это всегда понимало. Скажем,
несмотря на громадное давление США, Израиль не вступил в НАТО в 1948 году.
И никогда на его территории не было постоянных американских баз.
- Что может сегодня полезного взять для себя Россия из опыта Израиля?
- Для России сейчас актуальна задача возрождения чувства единства
народа, его особого исторического пути, русские должны вновь научиться
верить в свои силы. В этом смысле пример нашей страны очень показателен.
Израильский народ состоит из различных групп, евреи собрались на Святую
землю из 120 стран, при этом население остается объединенным единой
национальной волей. В течение жизни одного поколения посреди пустыни, при
постоянных нападениях врагов, после двухтысячелетнего изгнания евреи смогли
построить цветущую страну.
Я думаю, для России необыкновенно перспективна идея евразийства. Она
предполагает необходимость сосуществования различных народов на одной
территории в рамках единого государственного целого. Но при этом
отсутствуют грубые имперские амбиции. В царской России со всеми оговорками, несмотря на многие отклонения, все-таки действовал принцип включения многих народов при сохранении их национального лица в единое великое государство.
Была общая идея. Была преобладающая религия - православие, однако наряду с
ней сосуществовали под охраной закона другие традиционные верования. Потом
место православия занял атеизм, однако принцип сосуществования и равной
поддержки различных национальных культур в значительной степени продолжал
действовать.
Эти принципы должны сохраняться.
Что Россия может еще получить из опыта Израиля? Несомненно, надо
возродить чувство национальной гордости. Несмотря на все, что происходит,
несмотря на все ошибки, вашей стране есть чем гордиться.
Конечно, в Израиле хранят трепетное отношение к армии, к тем, кто
защищает страну. Есть чувство здорового патриотизма, чувство общности,
чувство коллективизма. До начала "мирного" процесса, например, даже самые
криминальные элементы не продавали оружие арабам. И это чувство
национальной сплоченности Россия тоже могла бы взять на вооружение.
Или, касаясь военной темы, создание на опасных участках и на линиях
соприкосновения со сплошным арабским населением военизированных поселений
(в одном из таких поселений я живу). Парадоксально, но Израиль
самостоятельно воспроизвел, уже в современных условиях, структуры, похожие
чем-то на систему казачьих станиц. Теперь в связи с необходимостью строить
систему охраны южных границ и возрождением казачества этот израильский опыт мог бы пригодиться России.
"Красная Звезда"
2 октября 2000 года
Рубрика: Россия и мир
Понедельник
|