::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..

В России снова раскол

Русский Журнал :: http://www.russ.ru

Михаил Тульский

Российские мусульмане разделены на две враждебные группировки: сторонников верховного муфтия Талгата Таджуддина и московского муфтия Равиля Гайнутдина

Российские мусульмане – вторая по численности конфессиональная группа в России после православных. По данным Госкомстата в 1999 году в РФ постоянно проживали 13,2 млн. этнических мусульман (9% населения РФ; в 1989 их было 11,8 млн.). Из них считают себя мусульманами 8-9 млн. человек (по данным разных социологических служб мусульмане составляют 3-6% россиян), хотя половина из них не ходит в мечеть ни разу в год (такая же ситуация наблюдается и у православных).

К 1990 году на территории РФ существовало два духовных управления мусульман (ДУМ): европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе и Северного Кавказа (ДУМСК) с центром в Махачкале. ДУМСК распался на несколько ДУМ, но позже они вновь объединились в Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМСК). На Северном Кавказе изменилось немногое, возникло только множество не подчиняющихся никому общин так называемых салафитов (они же ваххабиты, боящиеся из-за возможных преследований назвать себя своим истинным именем). КЦДУМСК не является субъектом раскола потому, что в конфликте Таджуддина и Гайнутдина северокавказцы поддерживают... обоих! КЦДУМСК входит в качестве ассоциированного члена в Совет муфтиев России (СМР) во главе с Гайнутдином, но также и принимает участие в акциях сторонников Таджуддина (например, в последней конференции «Исламская угроза или угроза исламу», прошедшей 28 июня в Президент-отеле). Идеологически они скорее ближе к Таджуддину (Албогчиев заявляет, что северокавказский ислам основан на суфизме, а ваххабиты, к которым так лояльно относится Гайнутдин и особенно его радикальное окружение, напрочь отрицают суфийскую традицию), но Гайнутдин располагает более обширными финансовыми и медиа-ресурсами.

Раскол в большей степени затронул ДУМЕС, переименованное в 1992 году в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ). В 1991 году муфтии Габдулла Галиулла и Нурмухаммад Нигматуллин создают независимые духовные управления Татарстана и Башкирии, а саратовский имам Муккадас Бибарсов – Межрегиональное управление мусульман (позже – ДУМ Поволжья). Эти акции были вызваны националистическими побуждениями: Всероссийский татарский общественный центр вместе с Галиуллой требовал перевести центр ДУМЕС из Уфы в Казань (иначе обещал отторгнуть от ДУМЕС татарские общины по всей России), а Нигматуллин упрекал Таджуддина в том, что Талгат – татарин, а в Уфе должен быть главным башкир (хотя в Башкирии число татар больше, чем башкир). Демарш же Бибарсова вызван его непомерными амбициями: позже, в 1996 году, он зарегистрировал организацию «Мусульмане России» в надежде стать главным мусульманином РФ.

30 сентября 1992 года раскольники объединяются в Высший координационный совет Духовных управлений мусульман России (ВКС ДУМР), в который кроме вышеуказанных персоналий входит Нафигулла Аширов, ставший к тому времени муфтием созданного им же ДУМ Азиатской части России. Нафигулла Аширов сейчас – главное действующее лицо СМР: хотя формально главой СМР является Гайнутдин, фактически там всем заправляют Аширов и Абдул-Вахед Ниязов. В 1971 году Аширов был осужден в Тюмени за грабеж, после освобождения был вновь осужден (на этот раз за хулиганство), а в 1990 прошел обучение в признанном центре исламского радикализма и ваххабизма – в Университете им. Амира Абдель-Кадира (г. Константин, Алжир)

Таджуддин с 1991 года сотрудничал с саудовскими властями и религиозными организациями, но уже в 1992 он разрывает с ними отношения. Причиной разрыва становится то, что саудовцы были готовы выделять миллионные пожертвования лишь для пропаганды ваххабитского направления ислама. То есть саудовцы хотели, чтобы в России вместо возрождения традиционных для России форм ислама – ханафитского и шафеитского мазхабов (правовых школ) – пустил свои корни совершенно чуждый ваххабитский вариант ханбалитского мазхаба.

Чтобы читателю была понятна разница между традиционным исламом и ваххабизмом, необходимо заметить, что ваххабизм – неоисламская секта, появившаяся лишь 200 лет назад, не признающая никаких национальных особенностей и традиций, фанатично преданная букве Корана и идее джихада. Разница между традиционным исламом и ваххабизмом такая же, как между православными и «свидетелями Иеговы». Дело в том, что ислам, как и православие, в процессе утверждения своего господства над соответствующими народами воспринял множество национальных и доисламских обычаев и традиций – это абсолютно нормальное явление, сопровождающее в истории все новые религии или философские школы: новая идеология включает в себя элементы старой. Если бы христианство или ислам не восприняли элементы «язычества», то они, безусловно, не получили бы такого широкого распространения: немногие народы согласились бы напрочь отказаться от своей национальной культуры во имя призрачного «царствия небесного». А ваххабиты именно это и предлагают сделать «истинным мусульманам» (саудовцам от своей культуры отказываться не пришлось, так как их культура и легла в основу ислама). Например, один из главных праздников мусульманских народов Татарстана, Башкирии, Средней Азии и Казахстана – Навруз – имеет зороастрийское происхождение и его, по мнению ваххабитов и их афганских друзей талибов, недопустимо праздновать «истинному мусульманину». Точно так же ваххабиты полностью отвергают мистическую традицию суфиев, на которой, по словам лидера КЦДУМСК муфтия Магомеда Албогачиева, основан северокавказский ислам.

С 1991 году в России активно действуют такие светские исламские деятели, как Абдул-Вахед Ниязов и Гейдар Джемаль, также вошедшие в 1992 году в ВКС ДУМР. Они активно сотрудничают с саудовскими посольством и фондами (Фонд Ибрагим бен-Ибрагим, Хаят уль-Игаса и др.) и организуют в России набор исламской молодежи (зачастую 12-14 лет) и ее отправку на обучение в Саудовскую Аравию, где «студенты» знакомятся не только с основами ислама, но и с ваххабизмом. Формально в те годы Равиль Гайнутдин входил в состав ЦДУМ, но фактически он уже тогда сотрудничает с Ниязовым, возглавляющим Исламский культурный центр и получающим значительные саудовские пожертвования. В 1996 году Гайнутдин, уже вышедший из подчинения Таджуддина, основал СМР, который в 1998 фактически объединился с ВКС ДУМР.

Муфтии-раскольники выдвигали в адрес Таджуддина обвинения в том, что он не строго запрещает своим сторонникам употребление спиртного, а также в том, что он позволил установить в мечети Набережных Челнов православные кресты и шестиугольные звезды Давида. Однако, когда это им выгодно, гайнутдиновцы тоже не гнушаются заявлять о близости авраамических религий.

Не скрывает Гайнутдин и своего положительного отношения к ваххабизму: «Ваххабизм – это официальная идеология Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма, которые основывались бы на ваххабизме. Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка... В начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Саудовской Аравии, которая оплачивала все расходы наших студентов. Ни одна другая страна исламского мира не смогла принять столько абитуриентов в свои исламские центры. Королевство Саудовской Аравии приняло наших студентов и подготовило их», – заявил Гайнутдин в интервью «НГ-религиям» (от 29.11.2000). А второй человек в СМР, Нафигулла Аширов выражает свое сочувствие талибам, разрушившим в марте 2001 года все буддийские, индуистские и античные памятники культуры в Афганистане. «Афганистан моноконфессиональное государство, и решение, должны ли находиться в мусульманской стране памятники языческого прошлого, – внутреннее дело Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет исключительно политическую природу... Талибы, они политические противники и их травят тогда, когда грехи других предпочитают не замечать» («НГ-религии» от 14.03.2001 г.).

Кроме чисто исламских деятелей вокруг Гайнутдина группируются довольно странные люди: это «русские фашисты», разочаровавшиеся в способности православных «избавить Россию от жидов» и видящие теперь избавителей в исламских радикалах (ваххабитах, талибах). К этой группе относится Валентин Пруссаков (в последней своей книге «Прах Гитлера» он почти обожествляет фюрера), занимающийся «пиаром» саудовских лидеров и других ваххабитов в «патриотической прессе». Иногда, впрочем, он печатает статьи и в «Независимой газете» и «НГ-религиях». Также это Максим Шевченко (ответственный редактор «НГ-религий», где он и пропагандирует соответствующее крыло мусульман от Гайнутдина до саудовского принца и лидеров талибов) и Алексей Малашенко (сотрудник «Карнеги-центра», написавший еще в 1995 году статью «Русский национализм и ислам», где делает вывод о необходимости объединения исламских и русских фундаменталистов). Несмотря на активность этой группы в пропаганде идей ваххабизма и других форм мусульманского радикализма, они формально остаются православными, а в разговорах с чужими людьми даже называют себя «либералами».

Одно время группа Гайнутдина чувствовала свою победу над умеренными мусульманами Таджуддина, который 10 июня 2001 году во время встречи с Путиным заявил: «Мы не хотим, чтобы у нас в стране были ваххабиты и те, кто из чужих стран нас хочет учить... Испокон веков православие и ислам шли вместе, в течение 300 лет в России они были основой государства». Гайнутдин имел за собой не только финансовые средства нефтяных арабских королевств, но и поддержку Кремля. Группе Гайнутдина долго удавалось вводить Кремль в заблуждение (заявлять о своей лояльности к Администрации Президента, а самим поддерживать то ваххабитов, то Лужкова). Но сейчас, похоже, и в Кремле начинают понимать, что невозможно бороться с ваххабизмом в Чечне и культивировать его в Москве. Последние конференции партии «Евразия», проведенные в Президент-отеле в апреле и июне 2001 года при поддержке Кремля, в которых принял активное участие Талгат Таджуддин, доказывают, что удача может изменить Гайнутдину.



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

502 Bad Gateway
502 Bad Gateway

Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::