ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
"ЕВРАЗИЯ"
  ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


НОВОСТИ
события, поступления

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ


ПРЕССА
анализ, комментарии

ВОПРОСЫ О ДВИЖЕНИИ
спрашивайте о главном

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


ПОЛЕМИКА
статьи, вопросы

ССЫЛКИ
ссылки по тематике

Приморский край

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


СТРУКТУРА
организация, ее структура, лица

ИЗДАТЕЛЬСТВО


ПАРТИЙНЫЕ КУРСЫ


Александр Кагановский

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КАК КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЙ СИМВОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Методология социально -политического прогнозирования

 

Введение

 

            В условиях периодически обостряющегося геополитического кризиса стран мирового сообщества, провоцируемого разностью уровня материальной и духовной культуры, возросла актуальность гносеологического прояснения и уточнения понятия <Цивилизация>, в его парадигмальном значении, влияющем на межотраслевые области научного и социального знания, формирующего современные формы общественного сознания, функционирующие в социально - политической жизнедеятельности государств. Причем понятийно-смысловая конструкция <Цивилизации> должна отражать не только качественные свойства этой глобальной по сути парадигмы, <наработанной> научными сообществами в процессе развития общемировой социальной философии и прочих научных дисциплин, но и достаточно доступно восприниматься <пользователями> этого понятия, при оперировании в своих логических суждениях.

            Предлагаемая <конструкция> парадигмы <Цивилизация> упрощена до уровня двух составляющих, одна из которых является базисом понятия и представляет его принципы, вторая, являясь надстройкой, обозначает признаки. Принципов всего три, признаков несколько больше, но в сочетании, при <оперативной> работе ими легко пользоваться даже человеку имеющему неполное высшее образование. Проецируя принципы и признаки понятия на исторический процесс общественного развития как в глобале, так и в локальных его проявлениях, можно не только чувственно, но и эмпирически ощутить структурную взаимосвязь генезиса культурной эволюции общества, увидеть четко очерчиваемые  закономерности его развития или регресса.

            По сути,  парадигма <Цивилизация> <работает> как универсальный метод познания, поиски которого привели современную западную философию в тупик <гносеологического анархизма>, провозглашенного П.Феербендом (США).

            Помимо научной, гносеологической ценности парадигма <Цивилизация> имеет большие практические возможности. По мнению автора, нормативно-ценностный аспект влияния на геополитику парадигмой настолько ощутим, что это поможет ей нейтрализовать локальные и глобальные кризисные ситуации, являющиеся ее главной проблематикой. Предполагается, что принятие этой парадигмальной модели европейским сообществом позволит ему выйти с победой из культурного кризиса обозначенного идеями постмодерна. Но все таки, самым главным практическим значением парадигмы <Цивилизация> является то, что с ее <помощью> Россия выйдет из того глубочайшего социально-политического кризиса, в котором она сейчас находится. Парадигма <Цивилизация> дает четко очерченные возможности в теоретическом освоении структуры <переходного периода> и создает базис для основных положений <Российской государственной идеи>.

 

Методика социального прогнозирования

 

            Мы <русские обладатели богатейшей духовной культурой, которую у нас теперь не <украдут>.

 

БУДУЩЕЕ, КАК ОСНОВА НАСТОЯЩЕГО, НАСТОЯЩЕЕ, КАК ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО

 

Глобальная концепция развития Цивилизации, культурообразуемого символа Человечества. Понимание теории и практики развития Человечества.

 

<..... Не может быть цивилизованным государство, имеющее  <право> пренебрегать интересами всего человечества...>

                                                                        <Парадигма Цивилизация>

 

            На пороге третьего тысячелетия необходима рациональная ревизия того, что произошло и происходит с Человечеством, со всей разнозначной совокупностью его общественных, социально-политических и культурных образований, разбросанных Историей в пространстве и Времени Бытия планеты Земля, Солнечной системы галактики Млечный путь. Вне всякого сомнения, Человечество необходимо рассматривать как единый, находящийся в процессе биосоциальной эволюции Организм, который имеет общую структуру развития, сопряженную с изменяющейся Средой Обитания, которая являясь частью обьективной реальности зависит лишь от стечения обстоятельств обусловленных развитием (эволюцией) всего <механизма> Универсуша, заключенного в бесконечное и безграничное Пространство. К сожалению, современная философия как наиболее прогрессивная форма общественного сознания, в следствии идейно- идеологического противостояния ХХ века, <страдая> диалектической конфронтацией научных сообществ не смогла создать единую научно-мировоззренческую  концепцию диалектической оценки <прошлого> и <настоящего> развития планетарного этноса - Человечества, для его ПОНИМАНИЯ в <будущем>, так как, в следствии  несовершенства научного опыта и знания не может убедительно и определенно ответить пониманием предельных основ Бытия, в основе которого покоится корень методологии - философского учения о методах познания и преобразования действительности.

            Несомненно, ветви дерева научного естествознания  растут в направлении истинного понимания законов и закономерностей гносеологического хаоса, созданного в сознании Человечества отражением обьективной реальности, взаимодействующей с Человечеством как с обособленным , эволюционирующим во Времени видом живой биологической материи, развивающимся от примитивного материального бессознательного к высшим формам материального сознательного. Но <плодов>, выросших на древе научного естествознания, которые может вкусить человечество, вернее его развивающееся сознание пока слишком мало. Ограничив Пространство познания Вселенной, которая представляет бесконечно малый <сгусток> материи (пространства)  по отношению к глобалу Бытия, Человечество, изучая законы развития этого <сгустка>, пытается понять <конструкцию> и <работу> всего <механизма>, не смотря на противоречивость  и незаконченность научных теорий и гипотез, возникающих и  исчезающих в процессе становления науки, как формы общественного сознания, помогающей адаптироваться Человечеству в окружающем  Мире. Бессилие, как следствие относительности и несовершенства Науки заставляет Человечество обращаться к Религии. Но и Религия, во всем многообразии своих форм, как глобальное, исторически сложившееся общественное сознание, несмотря на социально - политическую актуальность давно исчерпала себя, проявляясь в современности как <языческий> рудимент Человечества, появившийся из Мифа, проявляющий себя по сути, как Миф, представленный во всей своей исторической <красе>, бюрократизировавшимся, адаптировавшимся, паразитирующим в сознании Человечества <институтом Церкви>, принуждающим принять свое понимание взаимоотношений Человека и Бытия на Веру, благодаря за эту Веру иллюзиями <спасения души> в загробном Мире. Миф, античная философия религии спасения, наука, многообразие <философских систем> последнего тысячелетия, включая современную философию - это этапы общественной, социально-политической, мировоззренческой , культурной наконец, эволюции идей и идеологий глобальной Цивилизации - Человечества. Идей и идеологий <заставляющих> не смотря ни на что, жить и двигаться вперед, по пути прогресса сознания, по пути прогресса духовной и материальной культуры, по пути глобальной цивилизации, населяющей планету земля - Человечества.

            Третье тысячелетие, это Время новой, цивилизованной философии, создающей Логику понимания рациональности всех форм общественного сознания, доставшихся современному Человечеству из прошлого для Бытия в настоящем и постижения своего Бытия или Небытия в будущем.

 

СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНЬЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

 

Содержание :

 

1.  Синергетический подход в области понимания гносеологического развития социальной философии.

2.  Понятие систем общественного развития с точки зрения синергетики.

3.  Процесс исторического развития общепланетарного этноса как открытой

 

Введение

<Убежден, нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других - политическую, а в третьих - ее международную часть. Когда все это механически <склеивают> и выдают за единую государственную платформу. Это не подход, так дела у нас не пойдут. Любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная - с того, что способно обьединить всех нас, граждан своей страны> - из открытого письма В.Путина к российским избирателям. <Власть и бизнес> март 2000 г.

 

<Национальная идея не конструируется в чиновничьих кабинетах, она рождается самим развитием общества, его переживаниями и надеждами, осознанием своей судьбы и цели. Выход России из того глубочайшего кризиса, в котором она сейчас оказалась, со временем даст рождение новой философии смысла жизни общества. Сильная и демократическая Россия не будет представлять угрозу для соседних стран, у нее не будет антагонистических противоречий>. - Мировая экономика и международные отношения №6 1998 г. Академик Арбатов.

 

            <Поиски оптимального социального порядка всегда были самой актуальной задачей всех типов общественных устройств, при том, что понимание этого порядка было различным, часто взаимоисключающим. Эта тема в течение многих веков будоражила общественное мнение и становилась основой конфликтующих мировоззрений. В конечном счете, борьба всех политических режимов и оппозиционных сил сводилась именно к противостоянию различных моделей и способов достижения социального порядка.> - Порядок и хаос в развитии социальных систем В.В. Василькова. Синергетика.

 

<В небе чистом пролетали гуси - лебеди

  Кто в стране моей живет, люди , ль ?

  Нелюди?

  Эх, Россия, мать-твою, куда ты котишься ?

  Возвернуть тебя обратно ? Не воротишься ...!>

 

Из стихотворного цикла А.Г.

 

1.СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБЛАСТИ ПОНИМАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

            Теоретический и методологический прорыв в понимании проблемы соотношения хаоса и порядка, несомненно связан с появлением в 70-е  годы нашего века синергетики - междисциплинарного научного направления, целью которого было изучение универсальных, свойственных системам самой разной природы, в том числе и социальным, закономерностей самоорганизации и спонтанного самообразования порядка. Ученые пришли к выводу, что хаос играет различную роль, как разрушительную, так и конструктивную в организации порядка, на разных этапах порядкоформирования. Более того, при возникновении <структур  порядка> хаос не исчезает ,а присутствует в них необходимым для их  существования и дальнейшего развития компонентом. Такие структуры представляют собой синтез упорядоченности на макроуровне и разупорядоченности на микроуровне.

            Таким образом, с позиций вышеизложенного, современное состояние общественных отношений, проявляющихся социально, экономически и политически- есть система. В социальной философии суть такой системы - локально-исторические цивилизованные образования, проявляющие себя легитимными государствами Мирового Сообщества. При этом, однозначно, нужно понимать как систему совокупность взаимодействия (международного, геополитического) этих государств. Философское внутреннее и внешнее - есть система социальной организации, призванная приводить общественные системы от хаоса (социального) к порядку.

 

2.  ПОНЯТИЕ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ

 

            Геополитически мировое сообщество является, прежде всего, неравновесной системой. К неравновесной системе можно относить, вне сомнения, и внутриполитическую жизнь легитимных государств, что безусловно доказывают различные органы государственной власти, например Дума России.

 

            Синергетика характеризует неравновесные системы следующим образом :

1.  Система реагирует на внешние условия (флуктуации) .

2.  Поведение случайно и не зависит от начальных условий, но зависит от предистории.

3.  Приток энергии создает в системе порядок и энтропия ее уменьшается.

4.  Система обладает зоной бифуркации, переломной  точкой в развитии системы.

5.  Когерентность - система ведет себя как единое целое и как если бы она была вместилищем дальнодействующих сил.

 

            Рассмотрим главное на мой взгляд качество неравновесных систем, так называемые зоны бифуркации, характеризующиеся областями равновесными и неравновесными.

 

Характеристики равновесных и неравновесных  областей

 

Равновесная область

Неравновесная область

 

 

1. Система <адаптируется> к внешним условиям, изменяя свою структуру

1. Для перехода из одного состояния в другое требуются сильные возмущения или изменения граничных условий

2. Множественность стационарных состояний

2. Одно стационарное состояние

3. Чувствительность к воздействиям (флуктуациям - небольшие влияния приводят к большим последствиям, внутренние флуктуации становятся большими)

3. Нечувствительность к воздействию (флуктуациям)

4. Неравновесность - источник порядка и сложности

4. Поведение системы определяют линейные зависимости.

5. Фундаментальная неопределимость поведения системы

 

 

            Системы делятся также на открытые и  закрытые.

Системы не получающие воздействия из вне называют закрытыми. Таких систем в социально - политической жизни практически не наблюдается.

Системы получающие воздействия из вне называются открытыми.

Таким образом, можно говорить лишь о двух видах систем в социальном их понимании :

1.  открытые неравновесные системы

2.  открытые равновесные системы

 

            Тем самым, мы подошли к 2 характеристикам процесса исторического развития, как локально-исторических цивилизованных образований (государств), так и всего мирового процесса общественного развития в целом.

 

Выводы :

            1. Бинарная модель социального миропорядка является по сути открытой равновесной системой. Примером является недавнее прошлое - лагерь Социализма и Капитализма, с внутренними флуктуациями, в виде стран 3-го мира, с внешними флуктуациями в виде природно-космического фактора. Основным параметром таких систем являются идеи, и как следствие идеологии государственного развития.

            Главным условием существования этой модели является экосистема и ее ресурсы.

            2. Примером открытой неравновесной системы является современное геополитическое состояние стран Мирового Сообщества.

3.  Эволюция соц.системы должна удовлетворять 3-м требованиям :

            - необратимость, выражающаяся в нарушении симметрии между прошлым и будущим:

            - необходимостью введения понятия <Событие>:

            - некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции.

4.  Условия формирования новых структур :

            - открытость системы :

            - ее нахождение вдали от равновесия:

            -наличие флуктуации, чем сложнее система, тем более многочисленны типы флуктуаций угрожающих ее устойчивости.

 

5.  Законы бифуркации определяются точкой бифуркации, в ней система становится неустойчивой и может перейти к новой области устойчивости. Небольшая флуктуация может послужить в этой точке началом эволюции системы в совершенно новом направлении, которое изменит, причем резко, все ее поведение. Логос понимания этого момента и есть Событие.

 

В точке бифукации случайность подталкивает то, что остается от системы, на новый путь развития, а после того, как один из многих возможных вариантов выбран, вновь вступает в силу детерминизм - и так до следующей точки бифуркации. В судьбе системы случайность и необходимость взаимно дополняют друг друга.

 

6.  Переход системы на более высокий уровень упорядоченности ( диссипативный уровень) требует больших затрат энергии, нежели для поддержания более простых систем.

 

7.Системы обмениваются  энергией, веществом или информацией, что является сутью понимания флуктуационного воздействия на систему внешнего и внутреннего.

 

            Таким образом, нами описан процесс исторического развития общепланетарного этноса, который с точки зрения синергетики звучит так :  спонтанная флуктуация, событие в точке бифуркации, экспоненциальный процесс до определенного момента.

 

 

Главные выводы :

 

1.  Информация обладает энергетическими свойствами, не менее разрушительными, нежели другие виды известной человечеству  энергии.

2.  Информация закодированная в виде идеи социального развития может перевести систему государств мирового сообщества во первых - на новый диссипативный уровень, во-вторых -  такой переход является и это главное -  УПРАВЛЯЕМЫМ!

3.   Определением такой идеи является нормативно-ценностная установка - парадигма <Цивилизация>.

 

 

 

WebMaster'у "ЕВРАЗИЯ"