Александр Кагановский
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КАК КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЙ СИМВОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Методология социально -политического прогнозирования
Введение
В
условиях периодически обостряющегося геополитического кризиса стран мирового
сообщества, провоцируемого разностью уровня материальной и духовной культуры,
возросла актуальность гносеологического прояснения и уточнения понятия <Цивилизация>, в его парадигмальном
значении, влияющем на межотраслевые области научного и социального знания,
формирующего современные формы
общественного сознания,
функционирующие в социально - политической жизнедеятельности государств. Причем
понятийно-смысловая конструкция <Цивилизации> должна отражать не только
качественные свойства этой глобальной по сути парадигмы, <наработанной>
научными сообществами в процессе развития общемировой социальной философии и
прочих научных дисциплин, но и достаточно доступно восприниматься
<пользователями> этого понятия, при оперировании в своих логических суждениях.
Предлагаемая
<конструкция> парадигмы <Цивилизация>
упрощена до уровня двух составляющих, одна из которых является базисом понятия
и представляет его принципы, вторая, являясь надстройкой, обозначает признаки.
Принципов всего три, признаков несколько больше, но в сочетании, при
<оперативной> работе ими легко пользоваться даже человеку имеющему неполное
высшее образование. Проецируя принципы и признаки понятия на исторический
процесс общественного развития как в глобале, так и в локальных его
проявлениях, можно не только чувственно, но и эмпирически ощутить структурную
взаимосвязь генезиса культурной эволюции общества, увидеть четко
очерчиваемые закономерности его
развития или регресса.
По
сути, парадигма <Цивилизация> <работает> как универсальный метод познания, поиски
которого привели современную западную философию в тупик <гносеологического
анархизма>, провозглашенного П.Феербендом (США).
Помимо
научной, гносеологической ценности парадигма <Цивилизация> имеет большие практические возможности. По мнению
автора, нормативно-ценностный аспект влияния на геополитику парадигмой
настолько ощутим, что это поможет ей нейтрализовать локальные и глобальные
кризисные ситуации, являющиеся ее главной проблематикой. Предполагается, что
принятие этой парадигмальной модели европейским сообществом позволит ему выйти
с победой из культурного кризиса обозначенного идеями постмодерна. Но все таки,
самым главным практическим значением парадигмы <Цивилизация> является то, что с ее <помощью> Россия выйдет из того
глубочайшего социально-политического кризиса, в котором она сейчас находится.
Парадигма <Цивилизация> дает четко
очерченные возможности в теоретическом освоении структуры <переходного периода>
и создает базис для основных положений <Российской государственной идеи>.
Методика социального прогнозирования
Мы
<русские обладатели богатейшей духовной культурой, которую у нас теперь не
<украдут>.
БУДУЩЕЕ, КАК ОСНОВА НАСТОЯЩЕГО, НАСТОЯЩЕЕ, КАК ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО
Глобальная
концепция развития Цивилизации, культурообразуемого символа Человечества.
Понимание теории и практики развития Человечества.
<..... Не может быть цивилизованным государство, имеющее <право> пренебрегать интересами всего
человечества...>
<Парадигма
Цивилизация>
На
пороге третьего тысячелетия необходима рациональная ревизия того, что произошло
и происходит с Человечеством, со всей разнозначной совокупностью его
общественных, социально-политических и культурных образований, разбросанных
Историей в пространстве и Времени Бытия планеты Земля, Солнечной системы
галактики Млечный путь. Вне всякого сомнения, Человечество необходимо
рассматривать как единый, находящийся в процессе биосоциальной эволюции
Организм, который имеет общую структуру развития, сопряженную с изменяющейся
Средой Обитания, которая являясь частью обьективной реальности зависит лишь от
стечения обстоятельств обусловленных развитием (эволюцией) всего <механизма>
Универсуша, заключенного в бесконечное и безграничное Пространство. К
сожалению, современная философия как наиболее прогрессивная форма общественного
сознания, в следствии идейно- идеологического противостояния ХХ века, <страдая>
диалектической конфронтацией научных сообществ не смогла создать единую
научно-мировоззренческую концепцию
диалектической оценки <прошлого> и <настоящего> развития планетарного этноса -
Человечества, для его ПОНИМАНИЯ в <будущем>, так как, в следствии несовершенства научного опыта и знания не
может убедительно и определенно ответить пониманием предельных основ Бытия, в
основе которого покоится корень методологии - философского учения о методах
познания и преобразования действительности.
Несомненно,
ветви дерева научного естествознания
растут в направлении истинного понимания законов и закономерностей
гносеологического хаоса, созданного в сознании Человечества отражением
обьективной реальности, взаимодействующей с Человечеством как с обособленным ,
эволюционирующим во Времени видом живой биологической материи, развивающимся от
примитивного материального бессознательного к высшим формам материального
сознательного. Но <плодов>, выросших на древе научного естествознания, которые
может вкусить человечество, вернее его развивающееся сознание пока слишком
мало. Ограничив Пространство познания Вселенной, которая представляет
бесконечно малый <сгусток> материи (пространства) по отношению к глобалу Бытия, Человечество, изучая законы
развития этого <сгустка>, пытается понять <конструкцию> и <работу> всего
<механизма>, не смотря на противоречивость
и незаконченность научных теорий и гипотез, возникающих и исчезающих в процессе становления науки, как
формы общественного сознания, помогающей адаптироваться Человечеству в
окружающем Мире. Бессилие, как
следствие относительности и несовершенства Науки заставляет Человечество
обращаться к Религии. Но и Религия, во всем многообразии своих форм, как
глобальное, исторически сложившееся общественное сознание, несмотря на
социально - политическую актуальность давно исчерпала себя, проявляясь в
современности как <языческий> рудимент Человечества, появившийся из Мифа,
проявляющий себя по сути, как Миф, представленный во всей своей исторической
<красе>, бюрократизировавшимся, адаптировавшимся, паразитирующим в сознании
Человечества <институтом Церкви>, принуждающим принять свое понимание
взаимоотношений Человека и Бытия на Веру, благодаря за эту Веру иллюзиями
<спасения души> в загробном Мире. Миф, античная философия религии спасения,
наука, многообразие <философских систем> последнего тысячелетия, включая
современную философию - это этапы общественной, социально-политической,
мировоззренческой , культурной наконец, эволюции идей и идеологий глобальной
Цивилизации - Человечества. Идей и идеологий <заставляющих> не смотря ни на
что, жить и двигаться вперед, по пути прогресса сознания, по пути прогресса
духовной и материальной культуры, по пути глобальной цивилизации, населяющей
планету земля - Человечества.
Третье
тысячелетие, это Время новой, цивилизованной философии, создающей Логику
понимания рациональности всех форм общественного сознания, доставшихся
современному Человечеству из прошлого для Бытия в настоящем и постижения своего
Бытия или Небытия в будущем.
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНЬЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ГЛОБАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
Содержание :
1. Синергетический
подход в области понимания гносеологического развития социальной философии.
2. Понятие
систем общественного развития с точки зрения синергетики.
3. Процесс
исторического развития общепланетарного этноса как открытой
Введение
<Убежден,
нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут
экономическую, в других - политическую, а в третьих - ее международную часть.
Когда все это механически <склеивают> и выдают за единую государственную
платформу. Это не подход, так дела у нас не пойдут. Любая программа начинается
с обозначения главных целей. Государственная - с того, что способно обьединить
всех нас, граждан своей страны> - из открытого письма В.Путина к российским
избирателям. <Власть и бизнес> март 2000 г.
<Национальная
идея не конструируется в чиновничьих кабинетах, она рождается самим развитием
общества, его переживаниями и надеждами, осознанием своей судьбы и цели. Выход
России из того глубочайшего кризиса, в котором она сейчас оказалась, со
временем даст рождение новой философии смысла жизни общества. Сильная и
демократическая Россия не будет представлять угрозу для соседних стран, у нее
не будет антагонистических противоречий>. - Мировая экономика и международные
отношения №6 1998 г.
Академик Арбатов.
<Поиски
оптимального социального порядка всегда были самой актуальной задачей всех
типов общественных устройств, при том, что понимание этого порядка было
различным, часто взаимоисключающим. Эта тема в течение многих веков будоражила
общественное мнение и становилась основой конфликтующих мировоззрений. В
конечном счете, борьба всех политических режимов и оппозиционных сил сводилась
именно к противостоянию различных моделей и способов достижения социального
порядка.> - Порядок и хаос в развитии социальных систем В.В. Василькова.
Синергетика.
<В небе чистом пролетали гуси -
лебеди
Кто в стране моей живет, люди , ль ?
Нелюди?
Эх, Россия, мать-твою, куда ты котишься ?
Возвернуть тебя обратно ? Не воротишься ...!>
Из
стихотворного цикла А.Г.
1.СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБЛАСТИ ПОНИМАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Теоретический
и методологический прорыв в понимании проблемы соотношения хаоса и порядка,
несомненно связан с появлением в 70-е
годы нашего века синергетики - междисциплинарного научного направления,
целью которого было изучение универсальных, свойственных системам самой разной
природы, в том числе и социальным, закономерностей самоорганизации и
спонтанного самообразования порядка. Ученые пришли к выводу, что хаос играет
различную роль, как разрушительную, так и конструктивную в организации порядка,
на разных этапах порядкоформирования. Более того, при возникновении
<структур порядка> хаос не исчезает ,а
присутствует в них необходимым для их
существования и дальнейшего развития компонентом. Такие структуры
представляют собой синтез упорядоченности на макроуровне и разупорядоченности
на микроуровне.
Таким
образом, с позиций вышеизложенного, современное состояние общественных
отношений, проявляющихся социально, экономически и политически- есть система. В
социальной философии суть такой системы - локально-исторические цивилизованные
образования, проявляющие себя легитимными государствами Мирового Сообщества.
При этом, однозначно, нужно понимать как систему совокупность взаимодействия
(международного, геополитического) этих государств. Философское внутреннее и
внешнее - есть система социальной организации, призванная приводить
общественные системы от хаоса (социального) к порядку.
2. ПОНЯТИЕ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
СИНЕРГЕТИКИ
Геополитически
мировое сообщество является, прежде всего, неравновесной
системой. К неравновесной системе можно относить, вне сомнения, и
внутриполитическую жизнь легитимных государств, что безусловно доказывают
различные органы государственной власти, например Дума России.
Синергетика
характеризует неравновесные системы следующим образом :
1. Система
реагирует на внешние условия (флуктуации) .
2. Поведение
случайно и не зависит от начальных условий, но зависит от предистории.
3. Приток
энергии создает в системе порядок и энтропия ее уменьшается.
4. Система
обладает зоной бифуркации, переломной точкой
в развитии системы.
5. Когерентность
- система ведет себя как единое целое и как если бы она была вместилищем
дальнодействующих сил.
Рассмотрим
главное на мой взгляд качество неравновесных систем, так называемые зоны
бифуркации, характеризующиеся областями равновесными и неравновесными.
Характеристики равновесных и неравновесных областей
Равновесная область
|
Неравновесная область
|
|
|
1. Система <адаптируется> к
внешним условиям, изменяя свою структуру
|
1. Для перехода из одного
состояния в другое требуются сильные возмущения или изменения граничных
условий
|
2. Множественность стационарных
состояний
|
2. Одно стационарное состояние
|
3. Чувствительность к
воздействиям (флуктуациям - небольшие влияния приводят к большим
последствиям, внутренние флуктуации становятся большими)
|
3. Нечувствительность к
воздействию (флуктуациям)
|
4. Неравновесность - источник
порядка и сложности
|
4. Поведение системы определяют
линейные зависимости.
|
5. Фундаментальная
неопределимость поведения системы
|
|
Системы
делятся также на открытые и закрытые.
Системы
не получающие воздействия из вне называют закрытыми. Таких систем в социально -
политической жизни практически не наблюдается.
Системы
получающие воздействия из вне называются открытыми.
Таким
образом, можно говорить лишь о двух видах систем в социальном их понимании :
1. открытые
неравновесные системы
2. открытые
равновесные системы
Тем
самым, мы подошли к 2 характеристикам процесса исторического развития, как
локально-исторических цивилизованных образований (государств), так и всего
мирового процесса общественного развития в целом.
Выводы :
1.
Бинарная модель социального миропорядка является по сути открытой равновесной
системой. Примером является недавнее прошлое - лагерь Социализма и Капитализма,
с внутренними флуктуациями, в виде стран 3-го мира, с внешними флуктуациями в
виде природно-космического фактора. Основным параметром таких систем являются
идеи, и как следствие идеологии государственного развития.
Главным
условием существования этой модели является экосистема и ее ресурсы.
2.
Примером открытой неравновесной системы является современное геополитическое
состояние стран Мирового Сообщества.
3. Эволюция
соц.системы должна удовлетворять 3-м требованиям :
- необратимость, выражающаяся в
нарушении симметрии между прошлым и будущим:
- необходимостью введения понятия
<Событие>:
- некоторые события должны обладать
способностью изменять ход эволюции.
4. Условия
формирования новых структур :
- открытость системы :
- ее нахождение вдали от равновесия:
-наличие флуктуации, чем сложнее
система, тем более многочисленны типы флуктуаций угрожающих ее устойчивости.
5. Законы
бифуркации определяются точкой бифуркации, в ней система становится
неустойчивой и может перейти к новой области устойчивости. Небольшая флуктуация
может послужить в этой точке началом эволюции системы в совершенно новом
направлении, которое изменит, причем резко, все ее поведение. Логос понимания
этого момента и есть Событие.
В точке
бифукации случайность подталкивает то, что остается от системы, на новый путь
развития, а после того, как один из многих возможных вариантов выбран, вновь
вступает в силу детерминизм - и так до следующей точки бифуркации. В судьбе
системы случайность и необходимость взаимно дополняют друг друга.
6. Переход
системы на более высокий уровень упорядоченности ( диссипативный уровень)
требует больших затрат энергии, нежели для поддержания более простых систем.
7.Системы
обмениваются энергией, веществом или
информацией, что является сутью понимания флуктуационного воздействия на
систему внешнего и внутреннего.
Таким образом, нами описан процесс
исторического развития общепланетарного этноса, который с точки зрения
синергетики звучит так : спонтанная
флуктуация, событие в точке бифуркации, экспоненциальный процесс до
определенного момента.
Главные
выводы :
1. Информация
обладает энергетическими свойствами, не менее разрушительными, нежели другие
виды известной человечеству энергии.
2. Информация
закодированная в виде идеи социального развития может перевести систему
государств мирового сообщества во первых - на новый диссипативный уровень,
во-вторых - такой переход является и
это главное - УПРАВЛЯЕМЫМ!
3. Определением такой идеи является
нормативно-ценностная установка - парадигма <Цивилизация>.