| Евразия | Арктогея | Новое Сопротивление | Вторжение | Милый Ангел | Пишите нам

Литературный комитет Международного "Евразийского движения" представляет проект

О проекте

Полный список наших литераторов

Юрий Мамлеев
Свободная русская поэзия (предисловие)

Персоналии проекта:
Юрий Мамлеев
Евгений Головин
Виталий Ахрамович
Валентин Провоторов

Авторы:
Николай Григорьев
Кирилл Рыбьяков
Алексей Заев
Виктор Красников
Наталья Макеева
Ольга Козарезова
Андрей Езеров

Рекомендуемая литература:
Рене Генон
Юлиус Эвола
Герман Вирт
Жан Парвулеско
Жан Тириар
Эрнст Юнгер
Николай Устрялов
Густав Майринк

Основной ресурс

Юрий Никулин из Ада


Юрий Мамлеев о литературе и метафизическом реализме
(выступление на презентации литературно-художественного альманаха "Равноденствия", состоявшегося 18 февраля 2002 года в ЦДРИ)

       Я хочу сказать о литературе, о её глубочайшей таинственной сути. Литература жила, живёт и будет жить!
       Но сначала обратимся к прошлому. Литература возникла во времена традиции, в древнюю эпоху, родилась вслед или вместе со священными текстами. В ней не только комментировались, раскрывались эти тексты, но такая литература содержала высочайшие духовные прозрения, глубинные эзотерические знания, личный свободный мистический опыт авторов. Если мы возьмём древнюю индийскую цивилизацию, то вспомним о таких поистине грандиозных творениях, эпических поэмах "Махабхарата" и "Рамаяна". Художественная литература, поэзия была уделом немногих, и такой дар приравнивался к духовности самих браминов.
       В мусульманском мире вспомним, например, о великом Руми, чья поэзия стала источником суфийской мудрости. Поэзия мусульманской цивилизации лежала у истоков великих тайных доктрин.
       Значение китайской поэзии и мифотворческих рассказов древнего Китая трудно переоценить.
       В христианском мире средневековой Европы грандиозна фигура Данте, величайшего человека Италии, в "Божественной комедии" которого воплотились тайны средневекового миросозерцания (см. Рене Генон "Эзотеризм Данте").
       Вообще учение о божественном происхождении искусства, и литературы в частности, хорошо знали и в античном мире. Этот древний мир дал плеяду авторов, которых читают и сейчас, хотя эти произведения были написаны более чем два тысячелетия назад или около этого, и их даже ставят в театрах - вот всё, что осталось от того мира. Вспомним Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида, Вергилия, предсказавшего появление Спасителя:
       Короче говоря, совершенно ясно, что в древних сакральных цивилизациях литература была великой и играла исключительную роль как источника духовных прозрений и даже доктрин.
       Когда наступил период десакрализации человеческого общества, все знают, что случилось. Но десакрализировалось не только искусство, но и всё, что связано с человеком. Десакрализация была тотальным процессом. Тем не менее, даже в эту эпоху, высшее искусство и литература продолжали играть свою роль духовного источника, и невероятных прозрений, касающихся судьбы человека, в ней по-прежнему мы обнаруживаем глубокий личный мистический опыт авторов, хотя и окрашенный в драматические краски уже иной эпохи, эпохи духовных кризисов.
       Вся европейская культура Нового времени, включая 19-ый и 20-ый век, является свидетелем этого. Конечно, наряду с вышесказанным, в литературе появились иные, специфические грани несомненно низшего порядка, но такое стало характерным для всего общества в целом. Что касается России, то роль литературы в ней ( и культуры в целом) - воистину грандиозная. Недаром русский !( век в смысле расцвета культуры сравнивают на Западе с веком Перикла в Афинах и с эпохой Возрождения.
       Пророчества Достоевского фактически касались всего современного общества и человека в нём. Но наряду с этим, в литературе нашей эпохи скрыта уникальная возможность раскрытия тех глубин современного человека и мира в целом, включая метафизический аспект, которые не могли быть открыты ни в какую иную эпоху. Эти возможности лучше всего даны именно искусству, и её царицы - литературы, в силу особого интуитивного характера искусства и, в частности, потому, что "образ" содержит в себе гораздо больше уровней и граней, и глубин, чем "понятие".
       Разумеется, я говорю о высших вершинах искусства, точнее, просто о нормальном искусстве.
       Всё это нуждается в подробном исследовании, но я должен остановиться, в конце концов, на нашем литературном направлении, новом направлении в русской литературе. Оно называется метафизический реализм, и я дал ему подробное теоретическое обоснование в своей философской работе "Судьба бытия". Коротко: это течение, имея фундаментом традиционный реализм, присоединяет к нему здание "скрытой реальности".Иными словами, метафизический реализм - это традиционный реализм, включающий в себя метафизический уровень, духовные поиски, изображение тайников человеческой души и мироздания и т.д.
       Понятно, что он отличается, как видно из нашего альманаха "Равноденствия", как от обычного реализма, так и от классического авангарда, который слишком уходил от земной реальности, и часто в формалистические поиски, в общем, чуждые нашему направлению.
       Но ещё большее отличие от постмодернизма, для которого характерна ирония как художественный метод. Ирония практически по отношению ко всему.
       Таким образом, мы имеем дело с совершенно новым литературным направлением в современной русской литературе. Оно, кстати, совершенно неполитизированное и неидеологизированное, это чисто литературное направление, и к тому же довольно широкое. В конце концов, одна из наших главных задач - выявление ярчайших и самобытных талантов среди молодёжи. И надо сказать, чтение произведений некоторых наших авторов в Париже, среди членов парижской группы нашей секции метафизического реализма и их друзей, произвело необычайно сильное впечатление.
       В заключение я хотел бы отметить, что современная литература стоит на перепутьи, как и весь мир. Она включает в себя не только высший уровень, характерный для литературы древнего мира или просто классики, но и течения самого разнообразного плана, вплоть до развлекательной, массовой литературы, и т.д. Но в ней по-прежнему содержатся великие возможности предыдущих форм литературы ( величайшие духовные прозрения, воздействие на сознание образованной части общества и формирование его, зеркальное отражение реальности, открытие её необычных сторон, философское осмысление их и т.д.). Разумеется, речь идёт о Литературе с большой буквы.
       Какова же перспектива литературы и искусства в будущем? Творческие способности, тем более такого рода, являются, как известно, уникальным качеством, отличающим человека от остальных существ, а с религиозной точки зрения, дар творчества является важнейшим подтверждением богоподобия человеческой души. Поэтому литература и искусство будут жить, пока существует род людской.
       Но в новом тысячелетии литература и искусство в целом будут сосуществовать при наличии иной действительности, невиданной ранее.


Записаться в Партию "Евразия", приобрести все доктринaльные материалы и книги А.Дугина  и др. литературу Вы можете, справившись по тел.
(095) 3107397, (095) 3107198, (095) 3105172 
Адрес: Москва, Азовская ул. д.6, строение 3, 9 этаж 
Фонд "Единение"-ЦГЭ 
Проезд:М. Нахимовский Проспект 
(выход вперед по ходу поезда от центра)

Хочешь увидеть наши евравзийские сны?
Список рассылки 
ДВИЖЕНИЕ "ЕВРАЗИЯ"

Реклама