Евразия превыше всего
Манифест евразийского движения
Кризис идей в современной России
В российском обществе на старте нового
тысячелетия болезненно ощущается дефицит идей
особенно в
социально-политической сфере.
Большинство людей в том числе,
правителей, политиков, ученых, тружеников
руководствуются в своей жизни, в политическом
выборе набором сиюминутных факторов, случайных
интересов, преходящих, случайных эмоций. Мы
стремительно утрачиваем общее представление о
смысле жизни, о логике истории, о задачах
человека, о судьбе мира.
Жизненный, исторический и социальный
выбор подменен агрессивной рекламой. На месте
осмысленной и ответственной политической
идеологии стоит эффективный (или неэффективный)
«пиар». Исход выборов и мировоззренческих
дискуссий определяется объемами инвестиций в
зрелищные инсценировки. Драматические
столкновения народов, культур и религий
превращены в теле-шоу, оплаченные
транснациональными корпорациями и нефтяными
холдингами. Человеческая кровь, человеческая
жизнь, человеческий дух превратились в пустые
фигуры речи. На место тоталитарного одномыслия
пришло полное безразличие к мысли вообще.
Большинство политических партий,
оформленных социальных движений преследуют
конъюнктурные цели. Практически нигде не
встретить ясной и последовательной идеологии,
способной вывести человека из состояния
политического сна и растерянности, сделать жизнь
наполненной.
Глобализм как
угроза
За неимением оригинальных мыслей, в
отсутствии укорененности в национальной истории
и ее константах, многие политические силы
сегодняшней России предпочитают слепо
копировать идеологию Запада, видя в либерализме,
западной демократии (американского образца) и
глобализме решение всех российских проблем.
Либеральная идеология и сценарий глобализации
по западному образцу действительно неплохо
проработаны интеллектуалами Запада, но при этом
они не только не учитывают российскую специфику,
но исходят из исторических культурных и
цивилизационных предпосылок, радикально
отличающихся (до противоположности) от логики
российской истории. Нормы космополитизма,
индивидуализма, исчисления духовных и
культурных ценностей через
денежный эквивалент, полное отрицание
нравственности, этики, гуманизма, заботы об
окружающей среде, атомизация общества, презрение
к традициям, насмешка над древними культами,
прославление жестокой конкуренции, безразличия
к слабому, злорадство в отношении обездоленных
все эти явления есть результат логичного
вырождения западной цивилизации, пожертвовавшей
прогрессом моральным ради прогресса
материального и технологического. Запад сделал
свой выбор не вчера,
а
уже в эпоху Просвещения,
встав на путь богоборчества, индивидуализма,
поклонения Золотому тельцу. И сейчас он подошел к
критической черте, когда та система ценностей
активно навязывается всем остальным народам
мира как безусловная норма жизни мысли культуры
экономического социального и политического
уклада. Это и есть глобализация не просто
диалог народов и культур, но повальное
приведение национального государственного
религиозного и этнического разнообразия к
американскому стандарту.
Люди которые провозглашают
неизбежность глобализма, воспевают его,
по-своему последовательны но так же
последовательны коллаборационисты услужливо
преклоняющие колено перед видимой мощью
оккупанта-завоевателя. На самом деле они
совершают преступление перед самобытностью
своей собственной цивилизации. Предают веру и
нравственность отцов, становятся слабым звеном в
эстафете поколений, создавших, укрепивших и
приведших к расцвету уникальную российскую
цивилизацию, которая вобрала в себя
исторический, духовный и религиозный опыт многих
народов и народностей.
Очевидно, что американизация России,
всего мира, рабская покорность новому мировому
гегемону многим не нравится. Но это проявляется
чаще всего лишь эмоционально, фрагментарно,
непоследовательно. Люди и целые
общественно-политические движения по инерции
хватаются за старое, за остатки того, что
принадлежит к другим, более гармоничным и
благородным эпохам, что хоть чем-то отличается в
лучшую сторону от потопа глобализации. Неприязнь
к американскому образу жизни,
насильственно навязываемому нам, к
пресловутому «новому мировому порядку» это
целиком положительное черта, которую следует
приветствовать везде, где мы с ней сталкиваемся.
Но этого недостаточно.
Нам
необходим активный контрпроект, реалистичная,
конкретная и емкая альтернатива.
Условия начала тысячелетия радикально
новы. И те, кто хочет иного будущего, нежели
расстворение народов культур и государств в
глобализме, в управляемый
хаос в обществе ярких, но безнравственных зредищ
обязаны не только сказать «нет», но и
сформулировать, выдвинуть, доказать и отстоять
другой, наш собственный, цивилизационный План.
Самой масштабным, самой обобщающим
мировоззрением, предлагающим такую альтернативу
однополярному миру, глобализму, является
евразийство.
Отцы-основатели
евразийства
Исторически евразийство сложилось в
20-е годы, как попытка осмыслить логику
политико-социального, культурного и
геополитического развития России как единого
и по сути непрерывного процесса от Киевской
Руси до СССР. Евразийцы разгадали за диалектикой
национальной судьбы русского народа и русского
Государства единую
историческую миссию,
выражавшуюся на разных этапах по-разному.
Главный тезис ранних евразийцев (кн. Н.
С. Трубецкой, П. Савицкий) звучал
так: «Запад против человечества», народы мира,
цветущая сложность культур и цивилизаций против
унитарной, тоталитарной западной модели, против
экономической, политической и культурной
доминации Запада. Россия (и древняя, и
православно-монархическая, и советская) виделась
евразийцам как оплот и авангард этого мирового
процесса, как цитадель духовной свободы против
одномерной гегемонии безбожного, секулярного,
прагматического и эгоистического нароста на
человечестве западной цивилизации,
претендующей на материальное и духовное
господство.
На этом основании евразийцы приняли
СССР как новую парадоксальную форму
изначального пути России. Не одобряя атеизма и
материализма в культуре, они распознали за
внешним фасадом коммунизма глубоко национальные
черты, признали за Советской Россией
геополитическое правонаследие русской миссии.
Евразийцы, будучи последовательными и
убежденными русскими патриотами, пришли к выводу
о недостаточности традиционных форм, в которые
облекалась в последние века Национальная Идея в
России. Романовские лозунги «Православие,
Самодержавие, народность» были лишь
консервативным фасадом, скрывавшим за собой
вполне западническое содержание. Советский
патриотизм выражал национальную идею в
классовых терминах, которые также не покрывали
существо цивилизационной проблемы, не точно
определяли смысл исторической миссии России.
Светский национализм Романовых был формальным и
имитировал европейские режимы. Советский
патриотизм игнорировал национальную стихию,
обрывал связь традиций, отметал Веру отцов.
Был необходим синтез, новый подход.
Такой подход и получил развитие в евразийской
философии, в социально-политическом движении
евразийцев.
Отцы-основатели евразийства впервые в
высшей степени положительно оценили
многонациональную (имперскую) природу
Российского Государства. Особенно внимательны
они были к тюркскому фактору. Роль наследия
Чингизхана, эстафета монгольской
государственности, воспринятая Москвой в XVI веке,
виделась ими как решительный поворот России к
Востоку, к самобытности, к самоценности. В
православном предании именно это время
обозначается как период Святой Руси, с
превращением Москвы в Третий Рим (после
падения Царьграда и концом Византийской
Империи). Миссия Святой Руси выражалась в
отстаивании особой евразийской культуры,
оригинального общественного устройства, по
основным параметрам отличных от католического и
протестантского Запада.
Россия мыслилась евразийцами как
авангард Востока (шире, всего «третьего мира»)
против Запада, как передовая линия обороны
традиционного общества против общества
секулярного,
атеистического, поклонившегося маммоне.
Но в многовековой борьбе за сохранение
своего культурного «я» Россия, в отличие от
многих обществ Востока, активно усваивала опыт
Запада, перенимала технические, прикладные его
стороны, заимствовала отдельные методологии
но всякий раз лишь с целью защититься от Запада,
прагматически используя для этого его же оружие.
На современном языке это называется
«модернизация без
вестернизации». Поэтому-то России и удалось
дольше других традиционных обществ сохранить
свою независимость.
Из этого евразийцы сделали важнейший вывод:
России необходим не просто возврат к корням, но
сочетание консервативного и революционного
начала. Россия должна активно модернизироваться,
развиваться, частично открываться окружающему
миру, при этом строго сохраняя и укрепляя
собственную идентичность.
Увы, исторически, это замечательное движение не
было затребовано в должной мере. Впечатляющие
успехи марксистской идеологии в СССР делали
утонченное, консервативно-революционное
мировоззрение евразийцев излишним. К концу 30-х
годов первоначальный импульс евразийского
движения и в России и в среде русской эмиграции
угас.
Эстафету евразийской мысли несли отныне не
столько политики и идеологи, сколько ученые (в
первую очередь, великий русский историк Лев
Гумилев).
Неоевразийство
Драматические события последних
десятилетий в России, во всем мире, снова сделали
идеи евразийцев актуальными. Запад справился со
своим самым серьезным вXX
веке идеологическим противником
СССР. Марксистская идеология резко утратила
свою привлекательность. Однако, новой обобщающей
альтернативы глобализму и либерализму (которые
сегодня воплощены в наиболее совершенном и
законченном виде в планетарно
мировоззренческой, экономической и политической
стратегии США) пока не появилось. Впрочем, и не
могло появиться.
Разрозненные фрагменты дореволюционного
национализма, клерикализма, инерциального
советизма или экстравагантные фантазии
экологизма и левачества не могли сложиться в
единый фронт. Отсутствовала общая
мировоззренческая база, общий знаменатель.
Ситуативное сближение позиций противников
американизации не приводило к истинному
мировоззренческому синтезу.
Именно в этот момент наиболее внимательные умы,
чистые сердца и пламенные души России обратились
к евразийскому наследию. И обнаружили в нем
спасительный источник, зародыш того учения, той
идеологии, которая оптимально соответствовала
потребностям исторического момента.
Неоевразийство стало складываться как
социальное, философское, научное,
геополитическое, культурное течение с конца 80-х.
Отталкиваясь от наследия русских евразийцев
20-30-х годов, вобрав в себя духовный опыт традиции
Русского Православия от древности до наших дней,
обогатившись социальной критикой русских
народников, и европейских «новых левых»,
по-новому осмыслив достижения советского этапа
отечественной истории, и вместе с тем освоив
философию традиционализма и консервативной
революции, развитую геополитическую
методологию, неоевразийство стало самой
серьезной мировоззренческой платформой в
современном российском обществе, оформилось в
целую научную школу, в систему социальных и
культурных инициатив.
Неоевразийство заложило основы
современной российской геополитики, приобрело
мощный кадровый потенциал сторонников во
властных структурах, силовых министерствах и
ведомствах, основывающих на евразийской
геополитики многие серьезные оперативные
международные, военные и экономические проекты.
Неоевразийство повлияло на
современную отечественную политологию,
социологию, философию.
Неоевразийство постепенно стало
важным концептуальным инструментом российских
государствообразующих монополий, нуждающихся в
эффективном моделировании, в долгосрочной
стратегии макроэкономической деятельности,
зависящей не от сиюминутной политической
конъюнктуры, но от исторических, географических
и цивилизационных констант.
Неоевразийство легло в основу целого
веера авангардных течений в молодежной культуре,
дало живительный импульс для творческого,
пассионарного развития оригинального
направления в искусстве.
Неоевразийство оказало значительное
влияние на политические партии и движения
современной России как
«правые», так и «левые». Однако евразийские
мотивы в программах большинства российских
политических партий и движений остаются
фрагментарными, сочетаются с другими
разнородными и противоречивыми элементами (все
это делает крупные российские партии скорее
конъюнктурными, деидеологизированными
образованиями, созданным для решения
краткосрочных, ситуативных политических задач).
Новый
социально-политический субъект
Приходит время сделать следующий шаг,
придать евразийству конкретное
социально-политическое измерение.
Неоевразийская идеология переросла постепенно
уровень чисто теоретических разработок. Сегодня,
как никогда ранее, российская власть нуждается в
надежной мировоззренческой
и социально-политической опоре. Новое
государственное мировоззрение, новые
отечественные нормы евразийской
политкорректности назрели. Об этом
свидетельствует тот настойчивый поиск
Национальной Идеи, которым озабочена сегодня
власть.
Если для решения сиюминутных задач сложившаяся
политическая и партийная система пригодна, то в
среднесрочной перспективе (не говоря уже о
долгосрочном стратегическом взгляде) она
нуждается в радикальном реформировании.
Данная система сложилась в процессе слома
советской модели и замены ее западническим
либерал-демократическим образцом. Но сегодня для
России не приемлемо ни то, ни другое. А тем более
неуместно перед лицом сложнейшей ситуации, с
которой сталкивается страна, продолжение
политики «опереточного», зрелищного характера.
Необходимы партии и движения, основанные на
мировоззрении, отражающем интересы конкретных
слоев населения, просвещающие, обучающие и
защищающие его, а не эксплуатирующие доверие (и
наивность) масс ради частной или групповой
выгоды.
Все условия для появления
полноценного евразийского движения в новой
России налицо.
И те, кто стоял у истоков неоевразийства, кто
сформировал теоретические предпосылки и основы
российской геополитики, евразийской философии,
традиционализма (стратегического союза
представителей ортодоксальных конфессий России
православия, ислама, буддизма, иудаизма и т.д.),
консервативно-революционной политологии и
социологии, экономики «третьего пути», кто отдал
много лет борьбе за идеалы Евразии, за
возрождение русского народа и нашей Великой
державы, приняли решение образовать новое
Общероссийское Политическое Общественное
Движение «ЕВРАЗИЯ».
Кто станет
участниками движения «Евразия»?
К кому мы обращаемся с призывом войти и
поддержать наше движение?
К каждому россиянину, образованному и не очень,
влиятельному и лишенному самого последнего, к
рабочему и к менеджеру, к страждущему и
процветающему, к русскому и татарину, к
православному, мусульманину, буддисту и иудею, к
консерватору и к модернисту, к студенту и к
стражу порядка, к десантнику и к ткачихе, к
губернатору и к рок-музыканту.
Ко всем тем, кто любит Россию, не мыслит себя без
нее, кто осознал необходимость серьезного
коллективного напряжения и личного усилия,
которые требуются от всех нас для того, чтобы
страна наша и наш народ остались на политической
карте нового тысячелетия (откуда нас упорно
пытаются стереть). Мы обращаемся к тем, кто хочет,
страстно хочет, чтобы мы наконец распрямились во
всю богатырскую мощь, сбросили с нашего общего
организма паразитические наросты, разорвали бы
пелену умственного тумана, утвердили над
страной, материком, миром наши солнечные русские
идеалы идеалы Свободы, Справедливости,
Верности Истокам.
Радикальный
Центр
Движение «Евразия» основывается на
принципах радикального центра. Мы не левые, и не
правые, мы не послушное властям раболепное
«болото», и не оппозиционеры «любой ценой». Мы
понимаем, что сегодня власть в России нуждается в
помощи, в поддержке, в солидарности, в
сплоченности. Но вместе с тем слепая покорность
начальству, некритичное потворство власти
только потому, что она власть, сегодня не менее
(если не более) губительны, чем прямой бунт. Мы
центристы в той мере, в какой Президент и власть
действуют во благо Державы, во благо народа.
Причем не популистски и сиюминутно, а в
среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Но наш радикальный центризм не пассивен. Мы ясно
осознаем, что нынешняя власть в России по самой
логике вещей не обладает (и не может обладать)
ясным представлением о фундаментальных
стратегических целях, о философской и духовной
драматической проблеме, которую несет новое
тысячелетие страшное, рискованное, угрожающее,
ничему не научившееся за века кровавых боев и
жестоких страданий... Власть сегодня растеряна и
нуждается в помощи, в ориентирах, в вехах, указать
которые должен народ, его наиболее активная,
волевая, умная, идеалистическая, патриотичная
часть. Именно она должна собраться в наше
движение, стать его ядром.
Нам предстоит, в некотором роде, поменяться
местами – теперь приходит черед власти
прислушаться к голосу Евразии. Это не голос
покладистых, искусственных, экранных или
«диванных» партий. Это могучий радикальный зов
почвы, голос поколений, рев глубин нашего духа и
нашей крови.
Приоритеты
движения Евразия
Наше движение распространяет
евразийские принципы на все уровни жизни.
В религиозной сфере это означает
конструктивный солидарный диалог традиционных
для России конфессий православия, ислама,
иудаизма, буддизма. Евразийские ветви мировых
религий имеют много отличий от тех форм,
которые укоренились в других регионах земли.
Существует общий стиль евразийской духовности,
который, однако, ни в чем не ущемляет различия и
оригинальность догматов. Это серьезное и
позитивное основание для сближения,
взаимоуважения, взаимопонимания. Благодаря
евразийскому подходу к религиозным вопросам
многие межконфессиональные трения можно будет
обойти или урегулировать.
В области внешней политики
евразийство предполагает широкий процесс
стратегической интеграции. Воссоздание на
основе СНГ солидарного Евразийского Союза
аналога СССР на новой идейной, экономической и
административной основе.
Стратегическая интеграция внутренних
пространств СНГ постепенно должна
распространиться и на значительно более широкие
области страны оси Москва-Тегеран-Дели-Пекин.
Евразийская политика призвана открыть России
выход к теплым морям, не путем войн и страданий,
но путем мира и открытого дружеского
сотрудничества.
Евразийская политика на западном
направлении предполагает приоритетные
отношения со странами Европы. Современная Европа
в отличие от эпохи, когда творили
отцы-основатели евразийства не является более
источником «мирового зла». Стремительные
политические события XX века способствовали
передачи этой сомнительной инициативы еще
западнее в Северную Америку, США. Поэтому на
нынешнем этапе Россия может найти в Европе
стратегических партнеров, заинтересованных в
возрождении своего былого политического
могущества. Евразийская Россия должна выступить
в роли освободительницы Европы, но на сей раз от
американского политического, экономического и
культурного контроля.
Евразийская политика России
ориентирована на активное сотрудничество со
странами Тихоокеанского региона, в первую
очередь с Японией. Экономические колоссы этой
зоны должны увидеть в евразийской политике
России ориентир для самостоятельного
политического, а также стратегический и
ресурсный потенциал, новые рынки.
На планетарном уровне евразийство
выражается в противостоянии однополярной
глобализации. Евразийство отстаивает цветущую
сложность народов, религий и наций. Все
антиглобалистские тенденции
являются потенциально «евразийскими».Мы
предлагаем вместо глобализации по американскому
образцу веер альтернативных проектов диалог
культур, «многопоярную глобализацию» и
«региональную глобализацию», что позволит при
развитии открытости стран и народов друг другу
сохранить в то же время свою самобытность,
свободу и суверенность.
Мы являемся последовательными
сторонниками «евразийского федерализма». Это
понятие означает сочетание стратегического
единства и этно-культурной (в определенных
случаях экономической) автономии. Многообразие
укладов на местном уровне в сочетании со строгим
централизмом в основных моментах, связанных с
интересами Государства.
Мы должны возродить традиции русского
народа, способствовать восстановлению
устойчивого демографического роста русских. И
самое главное, пробудить в народе присущую ему
органически духовность, нравственность, высокие
идеалы, живой и страстный патриотизм. Без
приоритетного возрождения русской нации
евразийский проект не имеет никаких шансов стать
реальностью. Понимание этого факта лежит в
основе нашего мировоззрения.
Евразийство в социальной сфере
означает приоритет принципа общественного над
индивидуальным, подчинение экономических
моделей стратегическим, социальным задачам. Вся
история хозяйства Евразии демонстрирует, что
развитие хозяйственных механизмов здесь
происходит по логике, альтернативной
либерал-капиталистическим,
индивидуалистическим моделям личного
обогащения, жесткой конкурентной борьбе,
развившимся на Западе на основе протестантской
этики. Либеральная логика хозяйствования чужда
Евразии, и не стоит путем колоссальных усилий
ломать эту укорененную черту нашего народа.
Коллективный, общинный принцип ведения
хозяйства, привнесение критерия
«справедливости» в процесс распределения
является устойчивой чертой нашей экономической
истории. Евразийство настаивает на позитивной
оценке этого обстоятельства, на его учете, и на
этом основании отдает предпочтение
социально-ориентированным хозяйственным
моделям. Экономическая структура России должна
основываться на православном учении о личности.
Где личность представляет собой не только
индивидуальное, но и соборное начало, сочетающее
частную ответственность с
коллективной на основе особой хозяйственной
этики, национальной философии хозяйства.
Евразийство предполагает
положительную переоценку традиционного,
древнего. Трепетно относится к прошлому.
Развитие культурного процесса евразийство видит
в новом обращении к глубинам истории, во
вплетении изначальных мотивов культуры в ткань
современных форм. Приоритет в этой области
отдается церковному преданию, национальным
мотивам, истокам народного творчества,
фольклору, эпосу, продолжению и возрождению
традиций.
Будучи мировоззрением новым и свежим,
только складывающимся в окончательные формы,
евразийство приоритетно обращается к молодежи, к
людям, чье сознание еще не испорчено
хаотическими скачками от одной неадекватной
идеологической модели к другой, еще менее
адекватной. Евразийский идеал сильный,
пассионарный, страстный, здоровый и красивый
человек, ответственно встающий на столбовую
дорогу жизни, готовый к ответственной
деятельности, подвигам и свершениям, испытаниям
и победам, к большой любви и семейному счастью, к
продолжению рода, к насыщенной и одновременно
благочестивой жизни. Мы в готовы предложить
молодежи систему позитивных ценностей,
учитывающую энергии и возможности, заложенные в
новых поколениях. Наша задача осуществить на
основании этих энергий новый евразийский отбор,
дать наиболее достойным возможность соучастия в
определении судеб страны и народа. Мы не позволим
убивать, насиловать, унижать, извращать,
продавать и «сажать на иглу» наших детей. Наш
идеал это праздник физического и духовного
здоровья, силы и доблести, веры, достоинства и
чести.
Движение «Евразия» может стать реальностью
только в том случае, когда вокруг него сплотятся
многие. Немало может сделать и один человек, но
Евразия это дело всех!
Теперь все зависит от наших усилий. Никто не
обещает только побед, повышения благосостояния
или зрелищных акций. Впереди ежедневный
кропотливый труд, часто невидимый со стороны.
Впереди трудности и битвы, но впереди также
радость победы и великая цель!
Политсовет ОПОД «Евразия».
|