![]() |
|
![]()
| ||||||||
![]() |
![]() | |||||||||
![]() |
/ |
Живой Журнал словами писателей
- кошмар и тихий ужас Дата публикации: 9 Августа 2003 ![]() ![]() ![]() Как говаривали в старину (году эдак 1996) в фидошных эхоконференциях - "вижу - all обсуждает subj, вот и решил вставить свои 100 килобайт"... Subject: Живой Журнал словами писателей Прежде чем обсуждать ЖЖ, определимся с писателями. Очевидно, что писатель - это: 1) Тот, кто сам себя таковым считает; 2) Тот, кого таковым считают другие; 3) Сумма первых двух пунктов. Писателем я себя считаю, особенно во время особо диких творческих припадков. Другие, судя по вот этому, тоже. Исходя из этого позвольте назваться писателем и поговорить о Живом Журнале, который я, Наталья Макеева, заводить не стала и не собираюсь. Проект "Русского Журнала" Автору этих строк пришлось наблюдать превращение многих отнюдь не бесталанных людей, чьи имена и ники называть не хотелось бы, в до боли знакомый пустопорожний типаж, об угрозе какового превращения и пойдет по большей части речь. * * * Итак: нужен ли Живой Журнал тем, кто считает себя писателем? Нужна ли, если говорить точнее, атмосфера этого условно нового для русскоязычной Сети явления? Увы, приходится признать, что писателю ЖЖ нужен так же, как резиновая кукла - нормальному мужчине. Иными словами - бесцельное растрачивание душевной и физической энергии на совершенно бестолковые, лишенные всякого внятного содержания действия. ЖЖ для творческого человека - вампир, по капельке вытягивающий из него жизнь, дабы творчел этот самый не натворил чего-то не того... А уж создавался ли ЖЖ именно с этой целью - сложно сказать. Может, и не создавался. Вспоминается дух не самых лучших фидонетовских локалок (локальных эхоконференций) - Сисоп Вася Пупкин переписывается сам с собой, а его любимый пойнт (пользователь, то есть) пытается эпатировать незримых читателей сообщением примерно такого вида: [ начало примера сообщения
] Не текст, но имитация творческого процесса, создание для самого себя иллюзии "писательства". Растрачивание творческого потенциала на дремотный сетевой пустоцвет, бесплодное ползание по клавиатуре. Не быть, но казаться - прежде всего, самому себе... За ночь в многострадальную локалку сваливается некий объем текста, свидетельствующий о том, что Сисоп, Пойнт и еще некие образовавшиеся там же персонажи ужасно увлечены перепиской и придают ей исключительное значение. Фидо даже сравнивали в свое время с наркоманией - вот так привязывается человек и уже не может прожить и ночи, что б не написать штук пять сообщений... А уж если ему явно не отвечает какой-нибудь тормоз под адресом 2:5020/859.44 - вообще может затосковать, запить и неизвестно чем в итоге все закончится. "И что?" - как сказал бы один неназываемый Лучший способ похоронить потенциального писателя - это запустить его в
одну из вариаций локалки - например, в ЖЖ. Нет, я, конечно, не спорю, что
есть более чем достойные авторы, годами обитающие и Что обязан сказать о ЖЖ, по большому-то счету, писатель, там
оказавшийся? Он обязан написать грустное-прегрустное эссе на тему
собственного бытия внутри братской могилы - среди таких же бедолаг,
попавшихся на ту же удочку. Или, как вариант, произведение в стиле " Есть, правда, версия и иного свойства - будто бы каждый сетевик, будь то фидошник или интернетчик (хотя в последнее время эти явления в чистом виде почти не встречаются), - как раз человек, развивающий свои творческие способности. Один, мол, совершенствует слог, описывая пойнтовки (это пьянки такие), другой - оттачивает ораторское искусство, в сотый раз схватываясь с 666-м пойнтом 450 московской ноды на тему того, настоящий ли сатанист Мерилин Мэнсон или просто бабки зашибает. Практика, увы, показывает, что в подавляющем большинстве ничего интересного из потуг этих не выходит. Вот уже предвижу появление на форуме тезисов о различии фидошных локалок и ЖЖ, даже примерно представляю себе, кто конкретно будет выступать в роли анонимов... Невидимые вы мои! Ну при чем тут техническая разница? Ну давайте вспомним еще сейчас проблематику цветов в любимой программе или, скажем, настройки монитора... Ну давайте еще и клуджами померяемся... Печально, печально... Что-то живое, здоровое и энергичное явно загибается в этой душной говорливой пустоте. Как итог этой долгой беседы - желаю всем писателям и вообще всем, кому не чужд дух творчества, как можно скорее избавиться от своих ЖЖ (равно как и любых его аналогов и блогов). Нечего кормить вампиров. Если вы, господа писатели, еще хотите что-то писать, кроме бесконечных рядов цифирок и буковок, выдаваемых за самовыражение. Завязывайте - пока не поздно, честное слово. Примечания 1. Фидо, фидонет - любительская сеть. Изначально общение и обмен файлами (собственно, назначение сети) происходили в результате прямого дозвона модемом на ноду. 2. Нода - узел сети Фидонет. Также - человек, этот узел держащий (он же - Сисоп). На ноду дозванивались пойнты за новой почтой и файлами. 3. Пойнты - простые пользователи, самая низкая иерархическая ступень сети Фидонет. Звонят на ноды, угощают держателя ноды пивом, пишут в локалку. 4. Локалка - конференция (эхоконференция, если точнее) - междусобойчик, куда пишут в основном пойнты и нода. Отличается особой бесцельностью и размытостью мысли. 5. Клуджи - служебная информация, по которой можно определить, как шло сообщение. Примечания редактора рубрики: Интернет как среда мгновенного и свободного распространения информации вступает в конфликт с одной из фундаментальнейших культурных оппозиций, восходящей еще к догутенберговым временам. В разные эпохи она проявлялась по-разному, но смысл ее оставался неизменным: внутри любой системы фиксации текстов существовали два типа, причем отношения между ними всегда были иерархичными. Грубо говоря, тексты, получающие специальную культурную санкцию, функционировали не так, как тексты, этой санкции не удостоившиеся. Если говорить о ближайших временах, то речь идет о противопоставлении "печатного" и "рукописного". Доступ к печати автоматически означал доступ к большей аудитории и большую авторитетность (были и значимые нарушения этого принципа, но они существенны именно на его фоне). Технологическая специфика этой системы находилась в полной гармонии с
ее культурным смыслом: печатный текст аккумулировал труд разных людей,
требующий некоторого времени, разрыва между созданием текста и его
встречей с читателем. Даже газета предполагала этот разрыв. "Наушнички, наушники мои! Но по радио звучала классика, а по телевизору показывали спектакли. Система цензуры и редакторского надзора (вовсе не исключительная для СССР) не позволяла этим медиа стать импровизационными информационными средами. Не говоря о том, что к письменным жанрам оба они имели лишь косвенное отношение. Интернет как среда хранения и представления текстовой информации предполагает принципиальное равенство всех словесных текстов перед читателем. Ничьей санкции на публикацию не требуется; конечно, можно повздыхать о цифровом неравенстве, но оно - всего лишь аналогия неграмотности и отсутствию денег, дополнительно ограничивавших всегда и обычное чтение. Фигура редактора в новом пространстве, казалось бы, решительно избыточна. Между тем, как мы все прекрасно знаем, существуют и сетевые редакторы, и присущие им сетевые СМИ. Культура свое дело знает туго и немедленно вслед за пряником вытаскивает из рукава кнут. Графоманское половодье компенсируется установлением зон особого отбора. Скорость публикации в этих зонах приближается к газетной (а иногда даже отстает от нее), а шапки сетевых СМИ вновь вводят принцип авторизации. С точки зрения теории информации этот процесс легко объясним, на языке обычного здравого смысла он тоже описывается: личная страница Пети Пупкина (это - брат Васи, если кто не знает), несомненно, совершенно так же доступна, как сайт www.globalrus.ru, но их ранги в поисковых системах принципиально различаются. Это отражает некоторую (довольно замысловатую и не всегда очевидную sub speciae aeternitatis) реальность. Если говорить о России, то описанные нами процессы заняли года три-четыре. Для ситуации конца прошлого века можно описать примерно такую типологию сайтов, имеющих отношение к вновь создаваемым словесным текстам: 1. "Персональные страницы". Именно в таком виде существовали
многие литературные проекты, часто - регулярно обновляющиеся. Можно
назвать сайты Как видим, исходный конфликт архитектуры Сети и принципа деления текстов на авторитетные и просто так приводит к многообразию форм бытования текста в интернете, вовсе не снимая деления на "говорящих" и "слушающих". Для того, чтобы заставить "молчаливого читателя" заговорить (и заговорить интересно), необходимо было соединение нескольких факторов. В жанровом отношении необходимо было узаконить фрагмент, необширный
текст, воспринимающийся одновременно как законченный и как связанный с
другими. Искомый жанр известен давно - это дневник, как будто бы предельно немодерируемый и сугубо частный жанр словесности. Но следствия неожиданного и быстрого успеха онлайновых дневников в интернете выходят далеко за рамки домашней словесности и сулят существенный пересмотр самого представления о масс-медиа. Что же касается статьи Н. Макеевой, то она, с нашей точки зрения, несомненно, отражает важный этап рефлексии над нарождающимся явлением. P.S. Не столько эксперимента ради, сколько по привычке, этот текст написан с помощью клиента Semagic. R_L
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
Сегодня в РЖ ![]() Обзоры ![]() Башкортостанское пространство ![]() Обычный управленец ![]() Не со мной ![]() Управление собственностью: русский стандарт ![]() В современных одеждах ![]() Не приехал! ![]() На очной ставке с собой и миром ![]() Дикий Запад им поможет ![]() П@утина, выпуск 4 ![]() Прощай, "страна мечтателей, страна ученых"? ![]() Дневник старшего брата ![]() ![]() Колонки По поводу мокрого снега ![]() Нелинейная оптика ![]() Заговор и плутовство ![]() ![]() Издательства Выйдут в декабре ![]() ![]() Перевод Биология, культура и постоянство литературных дистопий ![]() Поиски Святого Грааля не прекращаются ![]() ![]() ![]() Декабрь 2004 ![]()
![]() ![]() |
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
|