Index      Наталья Макеева      E-Mail      Ссылки      Вторжение      Гостевая книга

2. "Падший мир" Юрия Мамлеева

Неискушенному читателю приходится испытать некоторый шок при первом знакомстве с творчеством Юрия Мамлеева.

"Ребята ходили вокруг трупа Аполлона, как трансцендентные коты вокруг непонятно-земной кучки кала" ("Удовлетворюсь!"). "В тоскливом, заброшенном дворике на окраине Москвы живет самый различный, то толстозадый, угрюмый, то тонкий, вьющийся и крикливый люд. Мат, вперемежку с глубокими философскими откровениями, день и ночь висит в воздухе. Философствуют все, от мала до велика: и начитанные дети, и отекшие от переживаний жирные бабы, и мускулистые, шизоидные мужчины."("Искатели"). "Последние дни Катя стала очень много потеть, всем телом; поэтому часто уходила в уборную обтирать пот. И всегда при этом почему-то думала о сокровенном. А затерявшись в коридорах института, среди людей, чаще воспринимала их как шумящих желтеньких призраков."("Крах"). Своеобразный язык и неожиданные метафоры - если, например, одна "родственница старушка Агафья", то другая "родственница покрупнее телом", или: "Два равнодушных, как полено, милиционера", юмор черных дыр и могильный смех, странные, мягко говоря, сюжеты и персонажи, самым приемлемым местом обитания которых был бы, в лучшем случае, приют для душевнобольных... Казалось бы, интерес к творчеству Мамлеева может возникнуть только у людей с неадекватной психикой.

Однако к персонажам Мамлеева нельзя относиться как к героям реалистической прозы. Его художественный метод определяется литературными критиками и им самим как метафизический реализм. "Вспомните сказки многих народов - они на самом деле символически изображают странствия человека по загробному миру. Я же взял не форму сказок и легенд, а форму традиционной прозы. :Это символическое и метафорическое путешествие по аду".

Далее!

Реклама