::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Лидеры движения

Верить или быть безбожником – это право, данное Богом...

Талгат Таджуддин

Опубликовано в Специальном проекте «Русского журнала» «Религия в России»

Россия, в границах которой переплелось такое множество народов и религий, является как бы прообразом мира. На ее территории происходят те же потрясения, что и в «большом мире». И именно сегодня, когда ситуация в мире многими характеризуется как «война цивилизаций», «межрелигиозная война», необходимо прислушаться к голосу истинных носителей традиции. На вопросы сайта «Религия в России» отвечает председатель Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин.
Подготовил материал Валерий Строев.

«Религия в России»: Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране, чем зачастую пользуются наши противники для разжигания розни. Что может стать для народов России объединяющим фактором?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин: Россия находится на стыке двух континентов – Азии и Европы, объединяет более ста народов, последователей Православия, Ислама, Иудаизма – народы, которые объединила жизнь, которые объединила судьба, а судьба, как известно, от Всевышнего.

Если кто-то думает, что Россия – это колониальная империя, такая как Англия, например, то это абсолютно не так. Ни Татарстан, ни Башкортостан, ни Сибирь, ни Северный Кавказ – это не заморские земли. Здесь живут народы, которые веками кипели в котле событий. Судьба свела нас. Какие бы разборки, противостояния ни происходили, мы, уверовавшие в единого Бога, знаем, что и листок не упадет и ветерок не дунет, кроме как по воле Всевышнего. И соседей мы не сами выбирали – такова была воля Всевышнего. А сосед, как учит Пророк (С.Г.В.С), всё равно, что брат. Права соседа и обязанности перед ним освящены именем Всевышнего, и правоверный мусульманин должен их выполнять. Наше мирное сосуществование, как и раньше, на протяжении многих веков, сегодня должно опираться на единство нашей общей земли и на общую веру в единого Бога.

РР: Вы были в числе инициаторов конференции «Исламская угроза или угроза исламу?», одной из целей которой стал поиск варианта разрешения российско-чеченского конфликта именно с помощью объединения усилий православного и исламского духовенства на основе евразийской традиции, что раньше многим казалось невозможным... В чем же выражается евразийская ориентация ислама?

Талгат-хазрат: Действительно, Россию – и здесь, у нас в стране, и в остальном исламском мире – многие пытаются представить как первого врага Ислама. Однако, еженедельно по стране открываются по несколько мечетей. Я, как верховный муфтий, почти каждую неделю езжу или на закладку фундамента или на открытие мечети во все уголки нашей огромной, необъятной Отчизны. Это ли не действительность, это ли не достойный пример, подтверждающий значительную роль ислама в России?

Сегодня мусульманам нашей страны никто не противостоит – ни государство, ни какая-то партия, ни даже сам шайтан-черт не может противодействовать свободному развитию нашей культуры, наших традиций и духовности. Никто кроме нас самих. И здесь закрадывается мысль, которая кому-то может показаться и крамольной, что многие конфликты, подобные Чеченскому, Югославскому и многим другим, возникшим на религиозной почве, были «придуманы» именно ради того, чтобы стать препятствием во взаимном сближении народов, цивилизаций, традиций и культур.

Центральное Духовное Управление Мусульман России со своей более чем двухвековой историей является продолжателем той традиции, которая сложилась в течение более одиннадцати веков. Из них почти что в течении пяти веков сложилась традиция нашей совместной жизни в мире и взаимопонимании. Как мусульмане, российские мусульмане, мы чтим, любим Отчизну, огромную Отчизну. Ее радости и невзгоды наши предки – отцы и деды, в течение всей своей истории, всегда делили вместе: защищали от иноземного врага, грудью стояли против иноземных захватчиков. Именно в том, что каждый в своем доме должен быть хозяином, настоящим хозяином, который знает историю постройки своего дома, заботится о его сохранении и защищает, и выражается евразийская ориентация традиционного Ислама.

РР: Однако не все мусульмане в России придерживаются именно традиционного ислама. За последнее время появилось множество различных исламских течений, таких как ваххабизм, например. А ведь они ставят своей задачей разрушить национальные, культурные и религиозные традиции народов?

Талгат-хазрат: Ваххабизм вообще в своей первооснове выступает как разрушительная сила. Это видно и из истории этого течения. Где бы он ни появлялся, в любом регионе, роль ваххабитов – несмотря не пропагандируемые и рекламируемые цели об очищении Ислама, возвращении к первоистокам, к чистому Исламу – на самом деле сводится к ревизии ислама. А любая ревизия – это, в конечно счете, есть противопоставление людей. Здесь именно и проявляется разрушительная сила ваххабизма. Будь то Афганистан, где под предлогом «очищения ислама» талибы ввергли мусульман этой страны в очередной виток кровопролитного противостояния; будь то Югославия, Босния и Герцеговина, где более 500 лет мусульмане и христиане, правоверные и православные, которые по своему происхождению являются славянами, мирно и спокойно жили во взаимном согласии. Когда эти отношения были подвергнуты ревизии по ваххабитскому варианту, произошло кровопролитнейшее противостояние, которое в результате стало причиной распада Югославии. Тот же самый вариант используется и в Чечне, где роль ваххабизма так же разрушительна.

Ваххабизм, религиозный фанатизм и экстремизм, каким бы лозунгом не прикрывался, какими бы красивыми обертками не заворачивался, на самом деле всюду оставляет свои негативные последствия. Применение ваххабизма на практике означает отрицание национального, традиционного уклада жизни, культуры любого народа. Я очевидец того, как в годы государственного атеизма в Чечне были уничтожены практически все мечети. И только перед самой перестройкой было построено 14 мечетей. А что сейчас? То же самое. Опять почти все мечети разрушены! Значит, результаты воздействия государственного атеизма и последствия ваххабизма и его внедрения в жизнь – одни и те же. Они приносят боль и страдание, опустошение в сердца, противопоставление людей. Даже среди самих мусульман. И тем более в отношениях с соседними народами, с последователями традиционных конфессий.

Попытки ваххабитов подвергнуть ревизии традиционный Ислам, сложившееся столетиями миропонимание и обычаи народов Северного Кавказа привели к Чеченскому кризису. Немало было попыток представить этот конфликт как межконфессиональный, как противостояние Ислама и Христианства. Но это абсолютно не так! Негативное воздействие ваххабизма на традиционный опыт жизни в Чечне, на мусульманские общины вполне очевиден.

РР: На Ваш взгляд, способен ли традиционный ислам, мусульманские общины на Кавказе самостоятельно противостоять ваххабизму?

Талгат-хазрат: А почему этот конфликт, эту кашу, заваренную в Чечне по рецепту зарубежных поваров должны расхлёбывать 19-20-летние ребята со всей России? Ясно, когда фашистская Германия напала на нашу страну, – это иноземный враг. Все от мала до велика должны встать грудью.

Но здесь совсем другой случай. Этот конфликт должен был решать чеченский народ и соседние народы, которые соприкасаются непосредственно. Это народы Дагестана, Ингушетии и те здравомыслящие люди, которым дороги честь и достоинство, мир и спокойствие своих народов. А таких людей немало. Их подавляющее большинство. Я просто не верю, что весь чеченский народ заражен ваххабизмом. Этого не может быть. Даже среди духовенства не наберется одного-двух процентов по всей России. Если на то пошло, то можно купить десяток людей, сотню, но миллионы не купишь. Это менталитет, который складывается веками. И слава Богу, что мусульмане России не заражены религиозным экстремизмом, фанатизмом и ваххабизмом.

Всем здравым силам самой Чечни должны быть представлены все возможности для того, чтобы эта проблема решилась в течение кратчайшего времени, – очень быстро и абсолютно не военным путем, а на основе традиции, на духовных принципах, при активном участии духовенства. Вообще, духовенство – это духовные наставники, люди, которые словом и добрым примером должны показывать людям правила божественного бытия. Путем переговоров и применения традиций и обычаев, существовавших веками на Кавказе, в особенности среди мусульманских народов – последователей Ислама, мир и спокойствие можно было бы восстановить в самое кратчайшее время. Тем, кому не по нутру такое решение вопроса, пришлось бы покинуть Кавказ и найти себе применение в другом месте. Пусть поищут его себе сами...

РР: Какова может быть поддержка ЦДУМ или других мусульманских религиозных структур в разрешении этого конфликта?

Талгат-хазрат: ЦДУМ России всегда готов вносить свой вклад в установление взаимопонимания между противоборствующими сторонами на Северном Кавказе. Для этого нужен обмен делегациями, представителями, посредниками от традиционалистских и евразийских движений и институтов, духовенства. Этому может послужить и центральное ТВ и СМИ, нельзя умалять их роль. Уже хватит показывать только то, что там на базаре мина взорвалась, здесь застрелили, там пристрелили. Надо не запугивать людей, а показывать пример, какой может быть достойная мирная жизнь.

Но напомню вам: Северный Кавказ никогда не входил в структуру ЦДУМ России. Там было свое духовное управление с центром в Махачкале. Его возглавлял мой друг, активный, деятельный лидер мусульман Северного Кавказа Махмуд-хазрат Гиккиев.

Несмотря на все межнациональные различия, различия в укладе жизни, даже в советское время духовное управление мусульман Северного Кавказа находило возможность и вело подготовку кадров и проповедническую деятельность в тех рамках, в которых это было возможно. К сожалению, первый натиск, первый удар зарубежных центров религиозных экстремистов, в том числе ваххабитов пал именно на Северный Кавказ. Он был разделен на десятки духовных управлений по национальному признаку. Несмотря на то, что эти «подрывные» силы не признают никаких национальных различий, культур и традиций, для разрушения был взят на вооружение известный во всем мире принцип: «Разделяй и властвуй».

Но слава Всевышнему, в этом году создана и зарегистрирована организация – Координационный центр мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием Ахмад-хазрат Албогачиевым. Он активно действует, имеет представительство в Москве. У нас самые теснейшие, братские, дружественные отношения с Координационным центром в целом и с каждым духовным управлением в отдельности. Многие главы региональных духовных управлений ЦДУМ России вместе с ним учились, являются одноклассниками. О многих из них мы знаем, что они искренне верят в Бога и желают счастья и мира своему народу и Отчизне.

Именно в союзе, в действенном братском сотрудничестве с Координационным Центром духовных управлений Северного Кавказа (КЦДУ СК) ЦДУМ России готово принять действенное участие на пути установления мира и согласия на Северном Кавказе. Но еще раз повторяю – в единстве с Координационным Центром. А в данный момент конкретно мы помогаем тем, что у нас с прошлого года учатся 25 ребят из Чечни в исламском институте в Уфе. Мы осуществляем подготовку кадров духовенства. Эти ребята, даст Бог, закончат Исламский институт, вернутся и будут служить верой и правдой Всевышнему и своему народу.

РР: Откуда вообще возникли эти ваххабитские центры, последствия действий которых столь плачевны, и как им удалось закрепиться в России наравне с уже существующей системой духовных управлений?

Талгат-хазрат: В течение последних 9 лет зарубежные исламские центры пытаются потихонечку, незаметно распространить свое влияние как в странах СНГ, так и в России. И это уже не просто отдельные эмиссары из-за рубежа, как было раньше, когда они приезжали по несколько человек, помогали, вроде как, строить мечети, а на самом деле, всячески стремились навязывать свою идеологию.

Уже тогда духовенство традиционного Ислама, которое было объединено 4-мя духовными управлениями мусульман Советского Союза, не восприняло ваххабизм, отвергло его полностью, его методы религиозного экстремизма и фанатизма. Тогда все эти, так называемые Исламские центры, различные Фонды, приступили к созданию параллельных структур. Они и по сегодняшний день активно финансируются и поддерживаются из-за рубежа. Ни одна нормальная страна, ни одно нормальное государство, тем более великое не может себе этого позволить.

На сегодняшний день не только в Чечне, но и во многих других регионах России вполне легитимно процветает ваххабизм, хотя может и не всегда под этим названием. Но все же то, о чем говорилось выше, – это только видимая часть айсберга. Повседневно, ежечасно, ежеминутно попытки распространения ваххабизма не приостанавливались. Созданию параллельных традиционным Духовным управлениям структур полностью потворствовало и потворствует законодательство о свободе совести и религиозных организациях. Именно отсутствие нормальной законодательной базы, полнейшее потворство наших законов о свободе совести и религиозных организациях помогает зарубежным тоталитарным сектам и течениям в их попытках создавать широко разветвленную легитимную систему одурманивания людей.

Вроде сейчас уже пришло время одуматься и посмотреть, что же мы натворили? Но это осознание опасности возникло только тогда, когда одурманенные, зазомбированные студенты духовных учебных заведений стали принимать самое активнейшее участие в диверсионных актах, в подрывных действиях. В Оренбургскую, Ульяновскую области, в Мордовию, в самые удаленные уголки Сибири пытаются завезти этот заморский «продукт». А прокуроры пишут, что никаких противоправных действий со стороны параллельных структур нет. Просто удивительно, что еще в других частях нашей страны пока не создаются такие отряды, формирования. Даже зачатки всего этого движения, усиление влияния ваххабизма, религиозного экстремизма – все было давно известно. Не обращали внимания! Говорили: «Да это просто противостояние имамов, священников. Им чего-то не хватило, не могут поделить пожертвования, подаяния». Так смотрели чиновники и некоторые власть предержащие. Или вообще не обращали внимания.

И духовное пространство России – нашей с вами страны, хотя политически она не разделена на европейскую, сибирскую, и дальневосточную республики, – уже поделено. Созданы духовные управления европейской и азиатской частями России, которые включают в себя мизерную часть общин, а Министерство юстиции беспрепятственно штампует им регистрацию. Их не может никто за это ни осудить, ни упрекнуть. Потому что они все делают полностью в соответствии с законом. Если завтра принесут документы, что на острове Шикотан есть три мусульманские общины, зарегистрируют и духовное управление Шикотана, найдут и муфтия, найдут и средства.

К сожалению, это продолжается и по сей день по всей России. И сегодня любые три местные религиозные организации, даже фиктивные, могут создать свой религиозный центр «помощи». Откуда?! Да хоть с Луны! Или с Марса! Никому до этого дела нет.

РР: Но ведь для того, чтобы так оперативно создать разветвленную сеть религиозных центров, фондов и т.д. нужны значительные финансовые средства... Кто-нибудь контролирует этот процесс?

Талгат-хазрат: Мы не раз заявляли, что для того, чтобы бороться с разрушительной ролью ваххабизма и его негативными последствиями в нашей стране, в первую очередь, должна быть отсечена материальная база. Никакой прозрачности финансовых операций нет. Даже политические партии должны предоставлять отчеты о своих финансовых возможностях, движениях и не имеют права получать из-за рубежа никакие финансовые вливания, а религиозные организации, имеющие гораздо большее влияние на людей, предоставлены сами себе. Через кого, откуда, как и когда, в каком чемодане и в каком количестве поступают финансы, куда они тратятся, куда расходуются – никто не знает и никто не контролирует!

Последние пять-шесть лет по всей России проводилось по двадцать летних лагерей для детей 13-14-летнего возраста с участием зарубежных эмиссаров. Это делалось для отбора кадров, которые можно впоследствии вывезти за рубеж и быстренько подготовить... Подготовить в качестве пушечного мяса для того, чтобы эту беду, этот пожар распространить на всю Россию. Уже дошло до того, что в нынешнем году такой же лагерь провели аж на берегу Байкала, в тихом, спокойном уголке России, на берегу этого всемирно известного озера.

Откуда средства на создание параллельной структуры духовных управлений? Когда общины мусульман, общины других традиционных конфессий не могут заплатить за освещение и отопление, у них находятся деньги, чтобы разъезжать по всей России, и агитировать, набирать сотни людей. Что и кто за этим стоит?! Об этом не может догадаться только... трудно сказать кто. Самый умнейший... может быть.

РР: А каково на сегодня вообще материальное состояние общин традиционных конфессий? Сказывается ли отсутствие средств на распространении того же ваххабизма?

Талгат-хазрат: Как же может ваххабизм не распространяться, если наши мечети, даже вновь построенные, не могут расплатиться за свет, тепло, и для них даже мизерный земельный налог уже есть огромная ноша. На самом деле, даже в советское время не было этого. Религиозные организации вносили немалый вклад, делали пожертвования в советский Фонд мира. При любой катастрофе, каких-то авариях общегосударственного масштаба мусульманские организации, совместно с Русской Православной Церковью, направляли на ликвидацию их последствий тысячи и тысячи рублей. А сегодня священнослужители, вместо того, чтобы вести проповедь, заниматься духовным наставничеством, проповедовать мир и согласие среди людей, вынуждены с шапкой или с чалмой побираться по всем организациям – где-то просить доски, где-то гвозди, кирпичи.

Даже если построен храм, вынуждены, опять же, клянчить, чтобы содержать этот Божий храм. Вот здесь доброхотов находится немало, предлагают свою помощь, но с «оговорками»... А бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Только под жесточайшим контролем и с вполне определенными условиями должна представляться эта помощь из-за рубежа, хотя сегодня традиционному исламу она нужна как никогда.

Тысячи мечетей и храмов были разрушены. Мы и не требуем сегодня их восстановления государством. По мере возможности и потребности верующие-прихожане, главы администраций регионов, городов, сел помогают восстанавливать разрушенное. И в первую очередь, может быть, Ислам больше всего нуждается именно в этом. Для этого нужна материальная база и подготовка кадров.

РР: Что должны противопоставить структуры традиционного ислама, чтобы остановить распространение ваххабизма? Что вообще в этой ситуации надо предпринимать?

Талгат-хазрат: Я считаю, что вместо того, чтобы открыто бороться с ваххабизмом и религиозным экстремизмом, необходимо, просто необходимо, поддерживать религиозные организации традиционных конфессий, чтобы духовная жизнь не просто заключалась в призыве муэдзина и колокольном звоне. Чтобы не только ангелы, а они всегда были в храмах, даже в полуразрушенных, но и верующие, те, у кого в душе осталась искорка веры в Бога, пришли в эти храмы и молились, очистились от всего греховного, от всех греховностей бытия, вошли в них с верой в Бога, с надеждой на завтрашний день и вечность, с любовью к Богу и людям, и всему сотворенному. И жили бы в этом мире. Только тогда истина вернется в заблудшие души тех, кто был сбит с пути истины.

Ведь на самом деле, Ислам – покорность богу – не означает, что мусульманин должен быть врагом для всего мира. Напротив, это есть вера, истинная вера, которую нам начали проповедовать еще Адам, Авраам-Ибраhим и продолжали многие и многие древние патриархи и посланники Бога: и Моисей, и Исус Христос, и завершителем этой миссии был пророк Мухаммад. Ибо он говорил: «Все посланники Бога до меня возводили одно единственное здание морально-духовных ценностей, и я был только последним кирпичиком этого здания».

Истинная Вера – божественная традиция, данная Богом, это ни что иное, как правила человеческих отношений, жизненного бытия, правила, данные Всевышним, чтобы божественный закон и порядок в этом мире не нарушился, чтобы люди оставались людьми, а не навязывали свои взгляды насилием и принуждением. Когда некоторые сподвижники Пророка, принявшие Ислам в Медине, и имеющие взрослых детей, до этого принявших христианство, спросили: «Может принудить наших детей принять Ислам? Это же наши дети!», – Всевышний ниспослал аят: «Нет принуждения в вере. Подлинно уяснена вам истина от заблуждения». «Кто из вас желает, тот пусть уверует, кто желает, пусть живет в безбожии».

Верить или быть безбожником – это право, данное Богом. Поэтому разрушительная роль религиозного экстремизма и фанатизма, с их принципами принуждения, есть противление Богу.

19.10.2001



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

502 Bad Gateway
502 Bad Gateway

Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::