Брат наш Кукша убит на рассвете



1. Апостол вятичей

Великое множество русских святых подвизалось в Киевских печорах. Мы помним, любим и чтим преподобных Антония, Исаакия, Николу Святошу, Алимпия Зографа и прочих святых печорских чудотворцев, читаем и перечитываем "Печорский Патерик". Но иногда кажется, что эти святые остались в истории иной - Киевской - Руси. Как будто они нам ближе, скажем, Иверских святых только оттого, что Киев куда ближе к Москве или Калуге, чем Тбилиси и Мцхета. Но есть святые ( и не только Ольга, уроженка Псковщины), которые соединяют две истории, две Руси. Соединяют, прежде всего, силой православной Традиции и церковным славянским языком.

Именно таким святым был священномученик Кукша, апостол земли вятичей - Залесской и Приокской Руси. Позже именно она станет Московской Русью, Третьем Римом, надвременным эталоном национального богоизбранничества и святости...

Вятичи, наши предки, населяли в те отдаленные времена территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Московской, Владимирской, Рязанской, отчасти Ивановской, Тульской и Черниговской областей, участвовали в колонизации Ростовской Руси (нынешней Ярославщины). Они крепко держали в своих руках среднее течение великой русской реки Оки (до XVI века главной водной артерии русских земель).

Именно к ним, к вятичам отправился из Киева священномученик Кукша, славянский святитель, проповедник, посланник.

Так - вместе с ним - промыслительно перемещалась на Север глубинная судьба Руси, предугаданная еще митрополитом Илларионом, первым русским, возглавившем Киевскую кафедру. "Последние станут первыми". Эту евангельскую истину митрополит Илларион толковал в том смысле, что русские, которые приняли Свет Веры позже других народов ("последние"), станут первыми в те страшные времена, когда мерзость опустения охватит другие края. И тогда воссияет на Руси Новый Град, оплот благочестия, последняя преграда пришествию "сына погибели".

"Последние станут первыми". Это применимо и к самим вятичам, которые среди остальных восточных славян приняли Христову веру последними, а впоследствии именно их земли стали ядром Московского Царства.

2. Осушитель озер, низводитель дождя

Священномученик Кукша полагал начало своего иноческого жития в Киевском печорском монастыре и прославился именно своей проповедью у северо-восточных славян. Он был великий чудотворец: изгонял бесов, осушил озеро, низвел дождь, исцелял болящих и сотворил множество других чудес. Изумленные чудною его силою язычники стали принимать учение святого проповедника и во множестве крестились.

Как и у первых киевско-печорских подвижников, все чудеса носили пророческий, провиденциальный характер: низведение дождя символизировало снисхождение на эту землю небесной благодати; осушение озера - истощение заблуждений и освобождение избранной территории от "нижних вод" архаического психизма и т.д.

Наконец, по наущению языческого жреца он был предан мучениям, после чего ему усекли главу, а вместе с ним и его ученику Никону.

В то время в печорском монастыре подвизался духовный друг святого Кукши, преподобный Пимен, бывший одно время игуменом. Господь и ему даровал многие дары духовные: он исцелял болящих, предвидел будущее и за два года предузнал свой последний час. В день мученической кончины святого Кукши преподобный Пимен громко возгласил посреди Церкви: "Брат наш, Кукша, убит на рассвете!" Сказав так, он преставился в один день и час со святым. Это произошло около 1215 года.

Мощи священномученика Кукши и преподобного Пимена почиют в ближней Антониевой пещере.

3. Голова в основании Веры

Мученическая кончина через декапитацию, усекновение главы содержит колоссальный символический смысл. Напомним, что и Москва стоит на месте, где Юрий Долгорукий отрубил голову боярину Кучке. Многие великие города, священные места паломничества, храмы по преданию стоят на месте аналогичной казни святого или знатного вельможи. В православной традиции архетипом этого сюжета является история об усекновении главы Иоанна Предтечи, а также легенда о ее чудесном обретении. Та же кончина приписывается другому чтимому святому Георгию Победоносцу, а также самому апостолу Андрею Первозванному. Причем предание говорит о том, что святые оставались живы и после усекновения головы. В отдельных версиях житий и околожитийной литературы сообщается, что именно голова продолжала оставаться живой и пророчествовать, уже будучи отделенной от тела.

Тело святого преображается в лучах стяжаемого им Духа Святаго, и центр жизни переносится от бренной плоти к неподвижной точке души. Плоть при этом не просто преодолевается, она наделяется отныне особым промыслительным значением. Даже телесные действия святых обретают характер духовного символического учения. А та или иная форма мученической кончины играет исключительную роль во всем символическом комплексе. Ведь день преставления - это своего рода "день рождения святых", которые поминаются Церковью именно в день их отхода, так как именно тогда переходят они к жизни вечной и блаженной, становясь членами и опорами Церкви Небесной.

Отрубленная глава святого, пророка, апостола ложится в основание новой церковной, спасительной конструкции, становится полюсом спасения, особой животворной точкой, предуготовляющей контуры промыслительной сакральной географии.

Голова Святого Кукши - это нагруженная небывалым смыслом веха тайной Руси.

4. Из Киева в Москву: необратимость пути

Между Киевом и Москвой в сакральной истории и сакральной географии Руси существуют сложные отношения. В общем надвременном промыслительном комплексе мы можем угадать две синхронные линии. С одной стороны, есть Киев как колыбель русского Православия, как временная стоянка "плавающего Рима", которому суждено было от италийского центра Империи двигаться к Востоку и к Северу - в Константинополь, Новый Рим, а позже в Москву. Такой сакральный Киев - предтеча Москвы, полюс спасения и святости, транслировавший тайну Веры и национальную миссию вглубь Евразии, к новой проявляющейся из лесного заснеженного небытия столице мира - Москве, последнему Риму.

Но в какой-то момент сакральный Киев, как до него первый Рим, а впоследствии и Царьград, расстался с Киевом физическим. Благая часть отошла к Москве, земной град попал под униатское или западноцентричное воздействие, повторив печальную судьбу града Константинова после Флорентийской унии. Падение Киева и его эсхатологический символизм оплакивали лучшие православные люди - такие как Захария Копыстенский в его пророческой "Книге о Вере", где сакральная история Руси и надвигающиеся катастрофы были предсказаны задолго до того, как они произошли на деле. И вместо благой, животворной линии Киев - Москва, символом которой может служить и наш святой - апостол вятичей - Кукша, влияние Киева с XVI века поменяло свой знак на прямо противоположный. По тому же географическому маршруту потекли темные энергии апостасии.

В русском расколе "киевский" фактор сыграл зловещую, крайне негативную роль. Но это уже другая история.

Нам же важно утвердить, очистить от светских или криптоуниатских напластований русскую православную - Древлеправославную - традицию, утвердить вехи подлинно русского пути по истории, отыскать спасительную формулу нашей связи с источником Веры и Спасения как в пространственном, так и во временном смыслах. И здесь тайной вестью для нас становятся жития русских святых, подвижников, мучеников. Они не умерли, они живы и соучаствуют в нашем церковном и национальном бытии. Также взирает на нас не подлежащий энтропии времени святой Кукша, обезглавленный и прославленный за дело Христа, за промыслительное строительство Святой Руси, нерадивыми наследниками которой являемся и мы грешные.

Самое время собирать камни.

Александр Дугин
Андрей Езеров




     


АРКТОГЕЯ

Реклама