О наших недостатках


(Немощь современного старообрядчества)


Сегодняшний день Московской митрополии не самый лучший в ея некогда славной истории. Иногда кажется, что великие Московские святители, преп.п. Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий, Анна Кашинская, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Зосима и Саватий, Аввакум, соловецкие и проч. новомученики, преп. Иов Льговский, Дионисий Керженский, архиепископ Антоний и суздальские епископы-исповедники, Ф. Мельников и др. им подобные есть не более, чем тени прошлого. Еще торжественно, величаво, сосредоточенно и, даже, по своему роскошно совершаются праздничные богослужения на Рогожке, в огромном и величественном Свято-Покровском соборе. Но все меньше с каждым годом число прихожан. Все больше бритых, в том числе нижегородских, старообрядцев. Все меньше потомков старообрядцев в обширном Русском Поволжье молится по отечески - по старому и все более враждебно "коренные", "врожденные" старообрядцы относятся к "пришлым", "неофитам" из атеистическо-никонианских семей или, даже, к своим неожиданно и "некстати" воцерковившимся внукам. Все более явственно вырождение в некоторых "хороших", известных семьях. Все больше и больше процветает клановость. И все меньше ответственности за судьбы своих страны и народа, Старой веры, бедных, униженных и оскорбленных. Нам не интересно сравнивать старообрядцев с никонианами или сектантами и положительные, сильные и светлые стороны современного старообрядчества известны Богу: скромность Старой веры и нелюбовь к саморекламе не позволят нам сказать обо всем этом. Не хочется увлекаться и облечениями, пусть даже людей достойных обличений. Гораздо интересней и полезней исследовать хотя бы некоторые причины нынешнего немощного состояния старообрядчества. Важнейшей причиной этой немощи (чтобы не сказать упадка) является отказ от великих задач, которые призвана решать Св. Церковь Христова на земли воинствующая. При этом происходит, как правило, неосознанный отказ от традиции, от соучастия Св. Церкви Небесной, торжествующей, от совечности и соцарствия Небесному Царю и Господу Богу, хотя оцеживают комара какие-то "духовные" лица и наставники, по прежнему используются лестовки, подручники, восковые свечи и прочие атрибуты, внешние признаки Старого, полуживые тени прошлого. "Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" по прежнему воспевают согласно (в унисон) "псалмы и песни духовные". Разумеется, среди простых людей, чтущих и поющих на крылосе, просто молящихся в церкви достаточно много людей искренной, истовой и истинной веры Древлеправославной, но, отнюдь не о них сейчас идет речь, а о неких общих тенденциях, коих эти прекрасные (во многом, безусловно, лучшие меня) люди, увы, как правило, не замечают, и не сознают. Дадим слово классику:"

В своих сознательных поступках "примитивный", архаический человек не делает ничего такого, что не было бы уже сделано и пережито до него кем-то другим, ДРУГИМ, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ. То, что он делает сейчас, УЖЕ БЫЛО СДЕЛАНО. Его жизнь является беспрерывным повторением деяний, которые когда-то были совершены другими.

Это сознательное повторение действий в рамках определенной парадигмы выдает их онотологическую сущность. Природный продукт, предмет, изготовленный человеком, обретают свою РЕАЛЬНОСТЬ, свою САМОБЫТНОСТЬ только в той степени, в какой они причастны к трансцендентной реальности. Деяние обретает смысл, РЕАЛЬНОСТЬ исключительно в том случае, когда оно повторяет изначальное, образцовое действие.

Факты, свидетельствующие о придании РЕАЛЬНОСТИ посредством причастности к "символизму центра": поселения, храма, жилища становятся реальными, так как отождествляются с "центром мира". Наконец, обряды и значимые профанные действия наделяются определенным смыслом потому, что они сознательно ПОВТОРЯЮТ действия, ИЗНАЧАЛЬНО свершенные..." - Элиаде "Миф о вечном возвращении".

Смысл человеческой жизнедеятельности заключен в согласии с Промыслом, в содействии Самому Господу. Это соответствие промыслительной и всеблагой воле Божией, а точнее - содействие и называется СИНЕРГИЕЙ. Смысл существования Церкви - в промысле Божием о человечестве, призванном наследовать свою часть в Царствии Божием. ОБРАЗОМ Царствия Божия на земле была Ромейская, Византийская империя - тысячелетнее земное царство, если и не Христа Спаса, то уж, во всяком случае, торжествующего християнства, а значит, и Самого Христа, т.к. християнство без Христа решительно НЕВОЗМОЖНО. Это была величественная и дерзновенная попытка через образ Царствия прорваться из профанной действительности к исключительной, высшей реальности Небесного вечного Царства. Попытка, предпринятая земной воинствующей церковью. Не нам судить, была ли она достаточно (или недостаточно) удачна. Далее, если не считать интересного и довольно положительного опыта Сербской православной державы Неманичей, был Третий Рим - Московское Царство, Святая Русь. Святая Русь начиналась с преобразований св. Андрея Боголюбского и Владимирской Руси, со святых вел.кн. Александра Невского и Михаила Тверского, но именно Москва смогла вполне перенять, дополнить и продолжить византийский опыт. Именно Московское царство вписало великолепные страницы в книгу Жизни, в историю Св. Руси. Если старообрядцы являются не только невольными (по причине рождения), но и сознательными, идейными и живыми наследниками Св. Руси Древлеправославной, то не только они живут Богом и в чаянии Царствия Божия, но и "Царствие Божие внутрь вас есте". К сожалению, в нас не заметны следы Того Царствия. Многие же прямо заявляют, что их идеал - не Третий Рим и Св. Русь, а сытый Запад. В этом случае даже самые древние и прекрасные церковные установления, обряды и обычаи не имеют смысла. В лучшем случае это есть конфессиональная этнография, в худшем - церковная археология, и в самом худом - парад экспонатов, дурной спектакль на религиозных подмостках Нового мирового порядка. СМЫСЛ весь в том и состоит, чтобы ТВОРИТЬ дело Отеческое, дело благочестивых предков наших: насельников, строителей и защитников Св. Руси. В меру своих немощей и слабостей, не смотря на тьмы грехов и ошибок, даже временных отступлений, мы ПРИЗВАНЫ ради Христа следовать ПО ЕГО земного Царствия и воинствующей Церкви ПУТИ, дабы достичь Небесного, Вышняго. А если люди используют при молитве "почему-то" и подручник (что само по себе хорошо), но ничего не хотят знать о том что, где и когда, то, боюсь что, увы, они НИКОГДА этого не узнают. Я не предвосхищаю Суд, а констатирую факты. Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестает быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято, что вдохновлено Всевышним. Это есть не Старообрядчество, а какое-то новофарисейство. Жизнь по Евангелию это не поглащение слащавых бутербродов между чтением того же Св. Евангелия, филантропией, лицезрением Вавилона и получением "ордена Св. Андрея Первозванного". Это - толстовщина, а не жизнь по Евангелию, и не християнство.

У меня почти нет никаких достижений: ни духовных, ни земляных, материальных, временных. Есть немало людей, которые меня почему-то еще уважают, но нет ни одного, на которого я бы смог вполне положиться, кому бы мог полностью довериться. Почти не осталось и надежды на спасение. Ничего. Маргинал, паупер, бродяга, клошар. Но я не чувствую одиночества, не так уж часто меня тревожит тоска, мне чуждо отчаяние. Почему? Да потому, что я не принадлежу (внутренне, душевно) к их затхлой европейской цивилизации, а принадлежу к цивилизации Христа, традиции Древлеправославия, цивилизации Св. Руси.

А если современное "старообрядчество" ищет место в царстве века сего, то и вырождается с ним, и потерпит его болезни и осудится с ним. Здесь важно отметить другую крайнюю опасность: отказ от модернизации. Не вдаваясь в подробности (см. статью Дугина "Модернизация без вестернизации" в № 37 "Завтра"), отметим лишь, что некоторые либеральные старообрядцы за вестернизацию без модернизации. Речь не идет ни о какой модернизации учения, канонов или культа, а о модернизации именно общественных отношений (в том числе и в церковных обществах), оглашения и пропаганды, образования и т.д.

В соответствии с потребностями и запросами профанного времени необходима такая модернизация церковных обществ, с опорой на сакральные понятия и сакральное время, на подлинную традицию, какая только и позволит удовлетворить или же кпразднить эти потребности и разрешить эти недоумения и запросы. Необходима модернизация отношения к сакральному и вечному, и отношений с профанным, с обществом, культурой и наукой, к себе... Необходимо напомнить себе КТО МЫ, ЗАЧЕМ здесь. И никакие потребности, запросы и вопросы нам не страшны, даже если мы, пока что, не в силах их разрешить, на них ответить, если мы опираемся на сакральное, вечное, Высшее. А для того, чтобы их разрешить и на них ответить позднее, как раз и НЕОБХОДИМА модернизация.

Хочется вспомнить слова уже вековой давности, принадлежащие русскому новообрядческому богослову Бухареву:" ... Нынешнее арианство имеет корнем своим уже не догматические недоразумения и заблуждения веры, но то направление, по которому многие христиане не хотят и не думают признавать и иметь Христа Спасителя верховным живым началом своей мысли, своей воли, сердца, воображения и следовательно, всей области наук, искусств, жизни общественной и частной".

И закончу рассмотрение вопроса о модернизации пророчеством того же Бухарева: "И будет время, когда мысленные и нравственные борения нашего времени будут выясняться и распутываться совершенно на тех жи живых основаниях, на каких Св. Отцы низлагали древних еретиков, и когда многое, мнящееся быть православным, окажется более сродным с неправославным. Дух истинный не оставит любящих истину во тьме или сумраке".

Необходимы оживление, модернизация и реанимация церковной и общественной жизни, построенные на прочных основаниях традиции. Очень вредит старообрядчеству и нелепое господство нескольких семейных и околосемейных кланов, всякими человеческими правдами и неправдами узурпировавших священную власть в старообрядческих согласиях. Это ненормальное и уродливое явление уже само по себе свидетельствует о великой немощи нынешняго староверия. Но и се прискорбное явление сравнительно нетрудно было б, с помощью Божией, преодолеть, ибо временное господство этих кланов, построенное на низменных и утробных интересах, сиюминутных выгодах, ушлости их представителей, на деле весьма и весьма непрочно. Все временное - непрочно, а власть временщиков - особенно. Хорошие семейные традиции не помеха, а опора народной церковности. Главное, чтобы это не перерождалось в самопародию, что мы и видим в современной wерковной жизни. Клановость порочна не только в духовном отношении, но и в практическом, мешая занять достойные места способным людям, не имеющим к правящим семьям достаточно близких отношений. Впрочем, повторим и подчеркнем, что по сравнению с двумя вышеисчисленными (отрывом от образа и Самого Царства и замшелостью) третье выглядит не столь опасно и страшно, и, пожалуй, более легко и удобно преодолимо.

Одним из самых существенных недостатков нынешнего старообрядчества можно считать и недостаток грамотности, знаний.

Казалось бы, недалеко еще то время, когда старообрядческие начетчики удивляли публику и поражали синодальных миссионеров глубиной и обширностью познаний церковных и, нередко, неожиданной осведомленностью сих начетчиков во многих гражданских областях знаний. А ныне - не так. Больше того, современные молодые старообрядцы, о чем свидетельствует и мой личный преподавательский опыт, имеют в лучшем случае, равнодушие, а в худшем - отвращение ко многим церковным понятиям и знаниям. В этом они ничем не отличаются от прочих тинейджеров. А ведь были времена, когда старообрядческие села отличались от иных окрестных всеобщей грамотностью. Увы. Умаляется современное старообрядчество и количественно: если в начале века приверженцев Старой веры было до трети Великорусской народности, то ныне число старообрядцев даже по оптимистичным рассчетам не превышает 4 млн., многие же считают современных старообрядцев до 2 - 3 млн. Нынешнее старообрядчество даже в самом лучшем случае не превышает 2-3 % Великорусской народности. И века не прошло с той поры, когда среди жителей Гуслиц (Подмосковье) или Семеновского уезда (Нижегородчина) с трудом можно было отыскать не старообрядца, а в значительном подмосковном городе Богородске в основном жили старообрядцы и единоверцы. Как все изменилось! В том же Богородске (Ногинске) старовера сегодня днем с огнем не найти, хоть есть даже приход "киевского патриархата". А Кимры, едва ли не всероссийский центр филипповщины? Где они сейчас, эти филипповцы? А Выкса? А Ворсма - бывший средневолжский центр поющей нетовщины (Спасова согласия). Где там нетовцы? Нет. Помню большое старинное село Селитьба в приокской части Нижегородской области. Приехал туда новый никониянский поп о. Василий Цуцурман из Киева и всчитанные недели "просветил" и "научил" многих местных "жить". Конец Старой вере. А ведь это человек довольно посредственный, и тем не менее... Приехал бы он в село под Уфу или Балахну или Думиничи и было бы все тоже самое. Почему? Потому, что местные жители, хоть по рождению и староверы, никому не нужны, в том числе и своим т.н. "духовным лидерам". В некоторых местах, например, на Урале, благодаря активности местного духовенства этот процесс замедлился, зато в остальных убыстряется и набирает силу. Это есть явное свидетельство упадка.

Выходцы из "хороших", знатных старообрядческих семей любят порассуждать об антихристе, но при этом отнюдь не забывают про деньги, женятся и выходят замуж, ездят в заграничные поездки и т.д. и т.п. Ханжество, фарисейство и лицемерие так же не в последнюю очередь содействует упадку старообрядчества и приближает царство антихриста. Но у нас еще есть надежда и надежда эта наша небезосновательна, надежда эта есть на Бога.

Андрей Езеров




     


АРКТОГЕЯ

Реклама