ПРОТИВ "ТРОЕВЛАСТНИКОВ"

(опубликовано в Ветроградъ-Информ)

На смену старой сергианской ереси в Московской патриархии приходит новое экклезиологическое заблуждение - учение о "троевластии" в Церкви. Это заблуждение отнюдь не упраздняет сергианства, но, напротив, дополняет и укрепляет его. Коротко говоря, учение о "троевластии" заключается в том, что Церковь будто бы имеет три иерархических начала, связанных друг с другом.

Это, во-первых, иерархия духовенства (патриарх с епископами, священство и диаконство). Во-вторых, Царская иерархия: Государь, государственные чиновники, военачальники, ктиторы храмов и т.д. И, наконец, в-третьих, "старческая" иерархия, которая, впрочем, по своей важности обычно ставится на первое место. Это неслучайно. Знаменитые "старцы" МП (особенно, "лаврские" - архимандриты Кирилл, Наум, Герман) приложили немало усилий для отбеливания политики МП и, особенно, личности патриарха, выдвинув лозунг "Кто не с патриархом - тот не с Церковью".

Неудивительно, почему культ "старцев" раздувается все больше.

Последователи учения о "троевластии" создали свою "властную триаду", идеальную, с их точки зрения, структуру органов власти России: 1) патриарх и весь епископат МП, опекаемый "старцами"; 2) Наследный Принц, готовящийся к восшествию на Престол, или уже венчанный на Царство конституционный Государь (фактически не имеющий никакой власти и служащий предметом экзотики и успокаивающий "патриотов" видимостью монархии), который, в нынешней ситуации, возможен только при регентстве президента и под духовным руководством "старцев"; 3) "великие старцы" , управляющие всей "пирамидой власти".

Апологеты "троевластия в Церкви" создали целую историко-богословскую концепцию, согласно которой три "ветви" власти в Новозаветной Церкви продолжают три типа служения в Церкви Ветхозаветной: священническое, царское и пророческое. Причем "старцы" являются воспреемниками пророческого служения, а их священнической достоинство (которого, в общем-то, может и не быть) лишь "приложение" к оному.

Нет нужды в обширной и скрупулезной критике этих воззрений и в защите свято- отеческого учения о Церковной Иерархии. Ошибочные мнения "троевластников" опровергаются Самим Основателем и Главой Православной Иерархии, Господом Иисусом Христом и самим наличием правильной, Богоустановленной, имеющей апостольское преемство веры и хиротоний, держащейся Православной Истины, Иерархии Святой Церкви. Святые отцы нашей Церкви, начиная с апостольского времени, не утверждали ничего подобного учению "троевластников". Не учреждали никаких "трех иерархий" и Церковные Соборы. Неслучайно поэтому удивительное сходство культа "старцев" в МП и культа гуру (духовного учителя) в восточных религиях.

Мы, конечно же, далеки от уничижения высокого и спасительного служения истинных старцев - опытных духовников и мудрых наставников в вере и благочестии (вспомним хотя бы великого во святых отца нашего Иоанна Кронштадтского или преподобных старцев Оптинских). Именно поэтому мы весьма далеки от кощунственного признания новоявленных мнимых "старцев", прикрывающих своим авторитетом явное отступление от Истины, и еще более далеки от введения особой "старческой иерархии" в Церкви.

Августейшая Семья Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича просила нарочитых святых молитв о рождении долгожданного наследника у известного своими духовными подвигами и аскетической строгостью жития преподобного старца Елеазара Анзерского. Но эта просьба вовсе не сообщила преподобному какого-то священноначалия и высокого положения в Церкви и Государстве. История Церкви сохранила множество свидетельств того как истинные старцы сторонились всякого любоначалия.

Справедливости ради заметим, что корни теории "троевластия" в Церкви уходят в подсознательное недовольство отступнической иерархией и в стремление к истинному церковному послушанию, к настоящей духовной жизни в Истинной Православной Церкви. Но ложь неизбежно порождает только ложь. Поэтому мнение "троевластников" есть лишь мнимое разрешение духовных проблем МП.

Больше всего жаль самих лжеименных "старцев", на которых грозит исполниться Слово Божие, глаголющее: "горе тому, кто соблазнит одного из малых сих", а таких соблазненных сотни тысяч.

Андрей Езеров




     


АРКТОГЕЯ

Реклама