::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №6

Андрей Иванников: Таинство навруз и этноним «русские»

Андрей Иванников
Новосибирск

НАВРУЗ

Мне посчастливилось расти и жить в Таджикистане в пору, когда жесткие ранне-советские религиозные запреты стали уходить в небытие. В нашем дворе, где все мои сверстники говорили, или по меньшей мере, понимали на трех языках – русском, таджикском и узбекском, всегда было два Новых Года. Первый – «русский» – в ночь на первое января – в зимнее солнцестояние, второй – «таджикский» – в момент весеннего равноденствия, обычно 22 марта. Самое главное то, что таджикское слово «Навруз» было таким же осмысленным для всех нас, как и русское «Новый Год». По таджикски «нав-руз» означает «новый день». И слово «нав» – «новый» и слово «руз» – «день» независимо друг от друга употребляются в Таджикистане по своим прямым назначениям на каждом шагу.

Заинтересовавшись историей религий, я узнал, что ареал празднования Навруза далеко выходит за границы проживания персоязычных. Все тюркские народы Средней Азии празднуют Навруз. Навруз празднуют казанские и сибирские татары. В азербайджане Навруз празднуют не только сами азербайджанцы-мусульмане, но и малочисленная этническая группа «азербайджанских албанцев», пришедших с балкан в древности и исповедующих христианство. Самое удивительное, что повсеместно, где отмечается этот праздник, он называется именно по персидски – «Навруз». Пусть и персы и татары – мусульмане, но Навруз несомненно значительно древнее Ислама. Для неперсоязычных, Навруз произносится механически, без точного понимания смысла этого слова. В чем же заключается такая историческая живучесть названия этого праздника?

В Таджикистане я неоднократно пытался узнать, почему таджики, называя свой Новый Год, используют слово «день» – «руз», а не «год» – «сол». Никто так и не ответил однозначно, а только: «Ну, типа того – день становится длиннее...» и т.п. Похоже, и самих носителей языка несколько смущало это несоответствие смыслов. Интересно, что «русский Новый Год» переводится и употребляется на таджикском как «Соли Нав» – «Год Новый», но при этом Соли Нав остается русским новым годом, а таджикский новый год, именно Навруз.

ГИПОТЕЗА ГИПЕРБОРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИя ПРАЗДНИКА НАВРУЗ

Поставленный нами вопрос кому-то может показаться надуманным – ну мало-ли какие загадки и даже парадоксы хранит древняя Евразия. Но вместе с тем, возможна и гипотеза, объясняющая почему в персоязычных и тюркоязычных регионах Азии и Европы в период весеннего равноденствия празднуется Новый Год, который называется Новый День. Данная гипотеза приобретает совершенно новое значение, так как, на наш взгляд, проливает свет на происхождение самоназвания народа русов – русских, в корневой основе которого находится слог «рус», фонетически, и, согласно нашей гипотезе, по смыслу близкий персидскому слогу «руз», обозначающему «день».

Всякая гипотеза подразумевает понятийную основу – смысловое пространство, в котором она обретает смысл и за пределами которого она смысл теряет и может выглядеть как абсолютная бессмыслица. Определимся с понятийным пространством. Наше исследование возможно только на основе представлений о доисторической северной цивилизации, то есть в смысловом пространстве Примордиальной Традиции (определение Рене Генона). Именно представления о древнем полярном континенте, находившемся в доисторической древности на Северном Полюсе Земли проливает свет на многие загадки современной антропологии.

Прежде необходимо отметить, что основой Примордиальной Традиции – религиозно-мировоззренческого комплекса представлений древней полярной цивилизации- была полярная мистерия года. А именно, циклическое годовое пребывание солнца в разных регионах вселенной. Год начинался в момент нового рождения умершего солнца, когда оно преодолевало точку зимнего солнцестояния и из нижних регионов вселенной начинало движение вверх. Ётот момент происходил в самой середине полярной ночи, однако он и представлял главное таинство проторелигии – именно в этот момент происходила смена знаков мироздания. На смену умершему солнцу рождалось новое и начинало расти, чтобы через пол года достигнуть зенита и начать стареть, опускаясь в надир.

Теперь мы можем представить какое мистериальное значение для людей северного континента имел момент появления солнца из-за горизонта. После полугодовой полярной ночи – времени звезд, луны, радужных сияний и холода, после полярного утра, когда небо становилось все светлее и светлее наконец из-за горизонта появлялся сияющий край солнечного диска. Именно этот момент – первое весеннее появление солнца из-за полярного горизонта, и праздновался как начало полярного дня протяженностью в пол года. И именно этот праздник, празднуется до наших дней как Навруз. Таким образом, та часть слова Навруз, которая обозначает «день», подлинно обозначает день полярный – длиной в полгода, а вовсе не обычный день в половину суток.

Соблюдая принцип корректности необходимо отметить, что мы не утверждаем, что само слово Навруз имело такое звучание в Арктогее. Более того, сомнительно, чтобы край солнца для жителей полярного континента появлялся из-за горизонта точно в момент весеннего равноденствия (скорее вблизи него). Возможно, Навруз обрел современное название и стал праздноваться в момент весеннего равноденствия позже. Возможно, что точка весеннего равноденствия осталась для ушедших с Севера людей единственным временным ориентиром, указывающим на момент одной из важнейших мистерий древнего Божественного Года.

В подтверждение того, что персидское слово «руз» – «день» может иметь нордическое происхождение и быть связанным с весенним восхождением солнца, служит то, что во всех индоевропейских языках слог «руз» («роз») разворачивает смысловые ряды для обозначения таких явлений, как «рост», «раскрытие», «развертывание», разные оттенки красного цвета, правую сторону, т.е движение посолонь, то есть обозначает процессы жизнеутверждения и абсолютного позитива.

Только жители приполярных регионов могут связывать столько позитивных понятий с присутствием солнца над горизонтом.

Таким образом, мы полагаем, что в основе современного праздника Навруз лежит одна из важнейших мистерий Примордиальной Традиции – первое появление солнечного диска из-за горизонта – начало нового дня на древнем северном континенте.

ПАРСО И РУСЫ

Относительно самоназвания русских, русов нет никакой определенности. Пожалуй, наиболее часто вспоминаемая на этот счет гипотеза гласит о том, что русами стали называть себя славяне, проживавшие в бассейне реки Руса.

Данная версия выглядит довольно правдоподобно. Действительно, самоназвание вполне может появиться на основе топонима или гидронима. Например, булгары – это волгари, то есть те, кто живет или жил на берегах Волги.

В Таджикистане есть река Варзоб. Варз в переводе с древнетаджикского означает «высокий», «верхний», об – вода. Нет сомнений в том, что древнетаджикское «варз» это вариант «фарс» и «парс» – основы самоназвания «парс-хо» (множественное число) – «парсо», то есть всех персов – иранцев. Вот и готова гипотеза о происхождении персов на берегах реки Варзоб – все сходится.

Есть только одна деталь: данная гипотеза может вызвать только улыбку у того, кто бывал на берегах Варзоб. Узкое ущелье реки Варзоб пригодно для поселения едва ли на половине своей примерно 70 километровой протяженности. Подобных мест в горах Гиссара, Каротегина и Дарваза десятки. Вместе с тем, ущелье реки Варзоб имеет одну интересную особенность. Оно точно сориентировано с Севера на ёг. И в этом, на наш взгляд, и заключен смысл названия реки. Древнетаджикское «варз» помимо верха в общем значении соотносится и с Верхом Мира – Севером. Ёто аналог санскритского Вараха – через который обозначаются полярный континент и Полярная Звезда. Более того, в современном таджикском древнему «варз-верх» соответствует слово «боло», близкое к индоевропейским «поло», «полюс» и являющееся составной частью слова Шамбала. (Слово Шамбала также, и в первую очередь, подобно греческому «Арктогея», является ни чем иным, как названием северного континента. Подобно слову Навруз, слово Шамбала, для персоязычных имеет прямое смысловое наполнение: «шам» (зам) – земля, «боло» – верхний.)

Скорее всего, ущелье и река Варзоб получили в древности свое название именно из-за четкой ориентации на Север. Ёто становится понятным только в контексте того, что значение Севера для всех традиций является и основополагающим и центральным и высшим. Судя по всему, для любой аутентичной религиозно-мировоззренческой традиции любая ориентация земного объекта на

Север всегда придавала ему сакральный смысл. Гипотеза о происхождении персов на берегах реки Варзоб поистине смехотворна.

Однако у этих двух названий – этнонима и гидронима есть общее – сакральный смысл, ориентир – Божественный Север.

Аналогично можно рассудить и о происхождении русских на берегах реки Руса. Два этих названия скорее всего связаны между собой также как персы и Варзоб. Нам не следует подробно спекулировать на тему «рус» и «руз». Их связь очевидна. Отметим только самую общую тенденцию – самоназвание русов в смысловой основе содержит северный вектор – устремляет вверх в свет полярного дня и уводит к мистериям далекого прошлого – в Золотой Век.



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

502 Bad Gateway
502 Bad Gateway

Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::