::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №4

Жемчужина русского Севера: 600 лет Кирилло-Белозерскому монастырю

К. Секретёв, Н. Секретёва

Дорога в городок Кириллов, где находится Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь, пролегает вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. В окне автобуса долго виден остров с руинами Спасо-Каменного монастыря, одной из древнейших обителей Русского Севера. Основанный князем Глебом Васильковичем около 1260 года, в середине тридцатых годов XX столетия монастырь был разрушен и ныне предстает перед нами лишь в виде Успенского храма-колокольни. Миновали Канал герцога Вюртембергского, соединяющий бассейны Волги и Северной Двины. Поворот налево – и через 15 минут мы уже в Кириллове.

Девять вечера. Как былинные богатыри, встают освещенные солнцем мощные башни Кирилло-Белозерского монастыря. А от турбазы «Сиверская» открывается и вовсе изумительный вид на обитель – подобно сказочному граду Китежу, белокаменные стены и башни вырастают прямо из озера. 22 июня 1997 года, в день памяти преп. Кирилла, игумена Белоезерского, основанный им монастырь отмечал 600-летие. В прошлом в этот день в Кириллове проводилась ярмарка, теперь отмечается день города.

Отправляемся в монастырь. Хотя ворота обители были закрыты, нас пропустили внутрь, и мы около часа провели в древних стенах – немых свидетелях истории Святой Руси.

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году преподобным Кириллом, 60-летним старцем, в прошлом настоятелем московского Симонова монастыря, любимым собеседником и последователем преподобного Сергия Радонежского. Пожалуй, нет области русской жизни, где не проявилось бы самое деятельное участие Кирилловой обители: церковное, государственное, хозяйственное и военное строительство; культура – храмоздательная, иконописная, книжная, певческая. Но самым главным деланием обители, конечно, была молитва. Молитвенный дух витал здесь и после закрытия обители. Великие князья и цари жаловали «дом Пречистой и чудотворца Кирилла» своим вниманием. Особенно тесною была связь с царем Иоанном IV. Сей государь, Грозный, был вымолен родителями у святых мощей преподобного Кирилла. В начале XVII века, в смутное время, польско-литовские отряды так и не смогли овладеть монастырём, твердыня Православия оказалась неодолимой.

Осенью 1924 года монастырь был закрыт. В советское время обители довелось испытать немалые скорби, однако в какой-то мере всё же повезло: монастырь стал не тюрьмой, но музеем. Это спасло многие его художественные ценности. 15 августа 1992 года, в начале Успенского поста, обитель посетил Патриарх Московской и всея Руси Алексий II, который выразил надежду на духовное возрождение сей великой русской обители.

Цельный, строгий и могучий архитектурный ансамбль, включающий 11 храмов, был возведен в XV-XVIII вв. Главные храмы монастыря расположены крестом. В центре его, между Успенским собором и церковью преп. Кирилла, почивают под спудом святые мощи основателя обители. Сейчас здесь действует трапезная церковь преп. Сергия Радонежского – на территории самой древней части обители, Горнего Ивановского монастыря, который возвращен Русской Православной Церкви.

В этой церкви на следующий день и состоялось праздничное Богослужение, которое возглавил преосвященнейший Максимилиан, епископ Вологодский и Великоустюжский. На юбилей прибыл и бывший Вологодский архиерей, владыка Михаил (Мудьюгин). Небольшая трапезная церковь не смогла вместить всех, поэтому многие молились снаружи.

Потом был крестный ход с хоругвями, с крестом и с большим образом преп. Кирилла. Крестный ход проследовал снаружи монастырских стен. У четырех угловых башен владыка Максимилиан кропил всех святой водой, а на берегу Сиверского озера состоялся водосвятный молебен, и владыка при пении хором тропаря Кресту троекратно погрузил крест в воды озера и святил их.

После службы мы поехали в Ферапонтов монастырь, знаменитый на весь мир фресками Дионисия. История обители, основанной в 1398 году, связана с жизнью двух подвижников и сомолитвенников преп. Кирилла – преп. Ферапонта и Мартиниана. Обитель находится в 20 км от Кириллова, на высоком живописном холме меж двух озер. Стройный ансамбль из четырех каменных храмов и колокольни был возведен в XV-XVII вв. В 1798 году монастырь был превращен в приход. Иноческая жизнь возродилась лишь в начале XX века, однако, по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского, обитель стала женской. В конце 1920-х годов прошлого столетия её превратили в музей.

Нам посчастливилось попасть в главный собор Рождества Пресвятой Богородицы и увидеть знаменитые фрески, покрывающие стены, столбы и своды храма. Последним в нашем паломническом маршруте было посещение Горицкого женского монастыря на берегу Шексны, в 7 км от Кириллова. Эту обитель основала 450 лет назад вдова удельного князя Андрея Старицкого – Ефросиния. Монастырь впоследствии стал местом заключения, а затем и трагической гибели своей создательницы. С тех пор в Горицкий монастырь стали заточать жен и родственниц опальных вельмож. К началу XIX века обитель переживала упадок, но за короткий срок возродилась и стала одной из наиболее заметных на Руси. В начале XX столетия монастырь славился искусством выращивать цветы, золотошвейным и иконописным мастерством, башмачным двором, кожевней и пекарней. В начале 1930-х годов монастырь закрыли, а во время войны здесь разместился дом инвалидов. Несколько лет назад за монастырской оградой на берегу Шексны была освящена Введенская церковь. Появилась и первая насельница – матушка Евфалия. Она открыла для нас храм, рассказала об истории монастыря, поведала о своём житье-бытье, сводила к источнику...

Утром следующего дня мы уже были в Москве.

Снова ощутив себя жителями столицы, почувствовав знакомый интенсивный ритм московской жизни, мы с трудом верили, что еще вчера были в таких чудных, удивительных и благодатных местах... На наш взгляд, подобные экскурсии, паломничества крайне необходимы в наше суматошное время. Спаси Господи всех, кто помогает людям прикоснуться к живой и вечной истории Святой Руси.



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

«Для евразийцев – последовательных и убежденных русских патриотов – была очевидна ущербность того, как Национальная Идея была оформлена в Российской империи. Лозунги вроде уваровского: «Православие, Самодержавие, Народность» были лишь ширмой, скрывавшей вполне западное – а значит, чуждое и разрушительное для России – содержание.
Советская модель формулировала Национальную Идею в классовых терминах, игнорируя национальную стихию, отметая Веру отцов.
Был необходим синтез, новый подход. И он евразийцами был найден... »

А. Г. Дугин


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::