::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №2

Татарстан «выздоравливает»

Фарид Салман

Фарид Салман – муфтий, председатель регионального Духовного Управления мусульман Татарстана, помощник Верховного муфтия России по информационному взаимодействию.

...В Набережных Челнах недавно появилась любопытная газета. Называется она «Аль-Мулахет». В общем-то это не первое и, наверное, не последнее издание подрывного ваххабитского толка в Татарии. Интересно же оно тем, что дает, наконец, объективное представление об отношении ваххабитов к татарским властям, долгое время считавшим их своими союзниками...

Здесь мы сталкиваемся с удивительным парадоксом – власти, искусственно (правда, не особенно успешно) стимулировавшие националистические настроения в республике, тесно сотрудничали с теми силами в мировом исламе, которые вообще отрицают все национальное. Долгое время богатые «гости» с Юга в Татарстане принимались с распростертыми объятиями. В Казани, а особенно в Набережных Челнах и Альметьевске, было организовано множество медресе, «школ по изучению Корана», летних лагерей. Воспользовавшись попустительством местной власти, зачастую искренне полагавшей, что речь идет исключительно о возрождении ислама в Республике, ваххабиты активно готовили себе плацдарм в Поволжье...

...Упомянутая газета, выпущенная в Набережных Челнах, способна послужить хорошим «холодным душем» для всех, кто прежде был настроен по отношению к ваххабитам благодушно.

Помимо ставших уже привычными нападок на Верховного муфтия России Талгата Таджуддина (он и «продался русским», и «променял ислам на христианство», и «агент КГБ-ФСБ»), в газете приводится письмо известного чеченского полевого командира Шамиля Басаева, адресованное ко всем главам Духовных Управлений мусульман России с требованием явиться в качестве обвиняемых на шариатский суд в Чечню... Но самое интересное не это. На страницах этой газеты злобным нападкам впервые подверглись власти Татарстана. Мало того, что «татарское духовенство – это банды для обирания сирот и вдов», татарское руководство «продалось Москве» и «долг каждого истинного мусульманина с ним бороться»... Помимо того, что все это подпадает под вполне конкретные статьи уголовного кодекса, подобные заявления в Татарстане – это прямая угроза стабильности в Республике (наличие которой для Президента Шаймиева – жизненно важный вопрос)...

Появление этой газеты – лишь один из множества эпизодов, свидетельствующих о том, какой опасный «джинн» был «выпущен из бутылки» в свое время. То же самое можно сказать и о деятельности Татарского Общественного Центра (ТОЦ). Любопытно, что, будучи общественной организацией, ТОЦ активно открывает молитвенные дома, самостоятельно назначает имамов, не имеющих даже тени богословского образования, зато имеющих четкую антироссийскую идеологическую направленность. В частности, его отделением в Набережных Челнах недавно был сорван фестиваль православной культуры.

Здесь хочется указать на следующее обстоятельство. У мусульман и православных в Поволжье всегда были очень хорошие отношения. Между Духовными Управлениями и Московской Патриархией всегда действовало соглашение о взаимном недопущении прозелитизма. Конфликтов на религиозной почве никогда не было, так как не было почвы для их возникновения. В этом отношении действия ТОЦ создают крайне опасный прецедент. Хорошо, что это уже начинают понимать и власти Татарстана.

Несколько лет назад Татарстан оказался в каком-то «силовом вакууме». И без того слабая Федеральная власть полностью бездействовала, опасаясь «взрыва народного негодования», местная же власть одобрительно смотрела на то, что считала национальным и религиозным возрождением татарского народа.

Вообще, проникновение на территорию Татарстана ваххабизма было отчасти запрограммировано десятилетиями государственного атеизма, в равной степени болезненно сказавшегося как на православии, так и на исламе. Когда открылись границы, российские мусульмане стали жадно впитывать все, что им предлагали «братья по вере», почитая любого араба чуть ли не за святого, полагая, что истинное исламское благочестие и подлинная богословская ученость находится там.

Между тем, в исламском мире довольно сложная ситуация. Наблюдается тенденция доминирования богатых нефтедобывающих стран Персидского залива (в первую очередь, Саудовской Аравии) над зависящими от них экономически несостоятельными должниками. Все бы ничего, но в странах Персидского залива (и в первую очередь, в Саудовской Аравии) бытует искаженная, еретическая форма ислама (похожая на крайние формы протестантизма в христианстве) – «ваххабизм». Таким образом, вместо подлинного «возвращения к истокам» и «духовного просвещения» российские мусульмане оказались в плену у опасных сектантов. Это тем более обидно, что в отличии от ваххабизма (история которого едва насчитывает 200 лет) традиционный Поволжский ислам имеет 1000-летнюю богатейшую историю. Тесно связаный с культурными традициями прежде всего тюркских народов, он представляет из себя подлинное сокровище, без которого многонациональная и многоконфессиональная Россия лишится одного из самых ценных своих элементов. Будучи одновременно и восточным и, отчасти, западным, наш ислам поистине уникален. Это особый «евроазиатский ислам», призванный послужить связующим звеном, своего рода духовным мостиком между Европой и Азией, Востоком и Западом.

И вот всему этому богатству в какой-то момент предпочли насквозь политизированные, богословски невежественные проповеди иностранцев...

Разумеется, не следует сбрасывать со счетов и материальный фактор. Если ответственные сотрудники местных органов власти вдруг неожиданно едва ли не ежемесячно стали посещать страны Персидского залива, это не может не вызывать определенных подозрений. К тому же, практика ведения дел с арабскими странами показывает, что там, как правило, отдается предпочтение расчетам в наличных. Поэтому крайне сложно учесть, какие именно суммы были использованы для лоббирования в России чуждых нам экстремистских форм Ислама. Одно можно сказать точно: суммы эти огромны. А ведь существует еще множество фондов и других «благотворительных» организаций, через которые прокачиваются крупные суммы денег для целей, далеких от «благотворительности».

И долгое время наши спецслужбы относились ко всему этому с полным безразличием. Отрадно сознавать, что сейчас в этом направлении кое-что стало меняться.

Если попытаться проанализировать, кто преимущественно является объектом для ваххабитских проповедей, то с сожалением придется констатировать, что главным образом это молодежь. Слишком серьезны соблазны: бесплатные заграничные поездки на учебу, в паломничества, просто крупные суммы в иностранной валюте.

Другой тревожный симптом: участились случаи, когда ислам принимают лица «нетрадиционной этнической принадлежности», в частности, русские. Такой «мусульманин» может быть только ваххабитом, так как национальная татарская культура, тесно связанная с Поволжским исламом, для него чужая, значит, принял он не полноценный традиционный ислам, а его искаженную, сектантскую версию. Такие «новообращенные» зачастую оказываются на Кавказе, в одном строю с арабскими наемниками...

Однако, сейчас начинает складываться впечатление, что худшее у нас уже позади. Во-первых, в Татарстане наиболее развитая структура Духовного Управления. Более 900 мечетей, есть свои (созданные без участия ваххабитов) духовные учебные заведения. Все это позволяет надеяться на то, что традиционный ислам в Татарстане сохранит свои позиции. Жаль, конечно, что с управлением всего этого по-прежнему нет полной ясности. Былое стремление властей сделать свое Духовное Управление максимально автономным привели к весьма плачевным результатам. И все-таки есть основания надеяться на лучшее. Уже сейчас власти Татарстана взяли курс на диалог с Центральным Духовным Управлением мусульман, возникло понимание того, что решить острейшие проблемы, возникшие за прошедший период, можно только сообща. Далеко не весь свой потенциал использовал Ментимер Шарипович Шаймиев – мудрый, вдумчивый политик, многое переосмысливший из того, что имело место в Республике за прошедший период.

Фактором огромной важности является и то, что Федеральный центр впервые за много лет стал проводить активную, взвешенную политику, направленную на повышение управляемости государством и защиту его национальных интересов.

Вообще, роль государства в деле защиты традиционных для России конфессий от многочисленных зарубежных недоброжелателей колоссальна. Русской Православной Церкви удалось справиться с целой армией протестантских и иных проповедников во многом благодаря государственной поддержке. В не меньшей степени в ней нуждаются и российские мусульмане.

Мировая практика показывает, что в наиболее стабильных исламских странах государство активно помогает мусульманскому духовенству и наоборот. Достаточно упомянуть, благополучный, бурно развивающийся сегодня Иран. В Египте государство обладает правом из числа уважаемого духовенства выбирать муфтия, а в Турции главный муфтий одновременно является и министром по вопросам вероисповедания. Ремонт мечетей, зарплата для священнослужителей – все это там прерогатива государства.

Вообще, разговоры о «продажности» мусульманского духовенства государству абсурдны. Это же наше государство, а не вражеское. Неужели состояние конфронтации с руководством собственной страны, со своим собственным народом, свидетельствует о высокой духовности? А о чем тогда свидетельствует тесное сотрудничество и полное взаимопонимание с представителями иностранных спецслужб, столь характерное для ревнителей «чистого ислама»?

На самом деле ситуация крайне серьезна. Враги российских мусульман обладают колоссальными финансовыми возможностями, их интересы лоббируют достаточно влиятельные в исламском мире государства. В этом отношении силы наши абсолютно неравны... Российское руководство долго пыталось дистанцироваться от проблем, стоящих перед российскими мусульманами. Это уже привело к очень негативным, отчасти даже трагическим последствиям. Власть, как на Федеральном, так и на местном уровне, должна взять своих граждан, исповедующих традиционный российский ислам, под свою опеку...

...А по факту издания газеты «Аль-Мулахет» в Набережных Челнах начато расследование. Есть надежда на то, что этот и подобные ему эпизоды навсегда излечат руководство Татарстана от излишней доверчивости...



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

«Теперь все зависит от наших усилий.
Никто не обещает только побед, повышения благосостояния или зрелищных акций.
Впереди ежедневный кропотливый труд, часто невидимый извне.
Впереди трудности и битвы, потери и страдания, но впереди также радость и Великая Цель!»

А. Г. Дугин


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::