::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №2

Татарстан «выздоравливает»

Фарид Салман

Фарид Салман – муфтий, председатель регионального Духовного Управления мусульман Татарстана, помощник Верховного муфтия России по информационному взаимодействию.

...В Набережных Челнах недавно появилась любопытная газета. Называется она «Аль-Мулахет». В общем-то это не первое и, наверное, не последнее издание подрывного ваххабитского толка в Татарии. Интересно же оно тем, что дает, наконец, объективное представление об отношении ваххабитов к татарским властям, долгое время считавшим их своими союзниками...

Здесь мы сталкиваемся с удивительным парадоксом – власти, искусственно (правда, не особенно успешно) стимулировавшие националистические настроения в республике, тесно сотрудничали с теми силами в мировом исламе, которые вообще отрицают все национальное. Долгое время богатые «гости» с Юга в Татарстане принимались с распростертыми объятиями. В Казани, а особенно в Набережных Челнах и Альметьевске, было организовано множество медресе, «школ по изучению Корана», летних лагерей. Воспользовавшись попустительством местной власти, зачастую искренне полагавшей, что речь идет исключительно о возрождении ислама в Республике, ваххабиты активно готовили себе плацдарм в Поволжье...

...Упомянутая газета, выпущенная в Набережных Челнах, способна послужить хорошим «холодным душем» для всех, кто прежде был настроен по отношению к ваххабитам благодушно.

Помимо ставших уже привычными нападок на Верховного муфтия России Талгата Таджуддина (он и «продался русским», и «променял ислам на христианство», и «агент КГБ-ФСБ»), в газете приводится письмо известного чеченского полевого командира Шамиля Басаева, адресованное ко всем главам Духовных Управлений мусульман России с требованием явиться в качестве обвиняемых на шариатский суд в Чечню... Но самое интересное не это. На страницах этой газеты злобным нападкам впервые подверглись власти Татарстана. Мало того, что «татарское духовенство – это банды для обирания сирот и вдов», татарское руководство «продалось Москве» и «долг каждого истинного мусульманина с ним бороться»... Помимо того, что все это подпадает под вполне конкретные статьи уголовного кодекса, подобные заявления в Татарстане – это прямая угроза стабильности в Республике (наличие которой для Президента Шаймиева – жизненно важный вопрос)...

Появление этой газеты – лишь один из множества эпизодов, свидетельствующих о том, какой опасный «джинн» был «выпущен из бутылки» в свое время. То же самое можно сказать и о деятельности Татарского Общественного Центра (ТОЦ). Любопытно, что, будучи общественной организацией, ТОЦ активно открывает молитвенные дома, самостоятельно назначает имамов, не имеющих даже тени богословского образования, зато имеющих четкую антироссийскую идеологическую направленность. В частности, его отделением в Набережных Челнах недавно был сорван фестиваль православной культуры.

Здесь хочется указать на следующее обстоятельство. У мусульман и православных в Поволжье всегда были очень хорошие отношения. Между Духовными Управлениями и Московской Патриархией всегда действовало соглашение о взаимном недопущении прозелитизма. Конфликтов на религиозной почве никогда не было, так как не было почвы для их возникновения. В этом отношении действия ТОЦ создают крайне опасный прецедент. Хорошо, что это уже начинают понимать и власти Татарстана.

Несколько лет назад Татарстан оказался в каком-то «силовом вакууме». И без того слабая Федеральная власть полностью бездействовала, опасаясь «взрыва народного негодования», местная же власть одобрительно смотрела на то, что считала национальным и религиозным возрождением татарского народа.

Вообще, проникновение на территорию Татарстана ваххабизма было отчасти запрограммировано десятилетиями государственного атеизма, в равной степени болезненно сказавшегося как на православии, так и на исламе. Когда открылись границы, российские мусульмане стали жадно впитывать все, что им предлагали «братья по вере», почитая любого араба чуть ли не за святого, полагая, что истинное исламское благочестие и подлинная богословская ученость находится там.

Между тем, в исламском мире довольно сложная ситуация. Наблюдается тенденция доминирования богатых нефтедобывающих стран Персидского залива (в первую очередь, Саудовской Аравии) над зависящими от них экономически несостоятельными должниками. Все бы ничего, но в странах Персидского залива (и в первую очередь, в Саудовской Аравии) бытует искаженная, еретическая форма ислама (похожая на крайние формы протестантизма в христианстве) – «ваххабизм». Таким образом, вместо подлинного «возвращения к истокам» и «духовного просвещения» российские мусульмане оказались в плену у опасных сектантов. Это тем более обидно, что в отличии от ваххабизма (история которого едва насчитывает 200 лет) традиционный Поволжский ислам имеет 1000-летнюю богатейшую историю. Тесно связаный с культурными традициями прежде всего тюркских народов, он представляет из себя подлинное сокровище, без которого многонациональная и многоконфессиональная Россия лишится одного из самых ценных своих элементов. Будучи одновременно и восточным и, отчасти, западным, наш ислам поистине уникален. Это особый «евроазиатский ислам», призванный послужить связующим звеном, своего рода духовным мостиком между Европой и Азией, Востоком и Западом.

И вот всему этому богатству в какой-то момент предпочли насквозь политизированные, богословски невежественные проповеди иностранцев...

Разумеется, не следует сбрасывать со счетов и материальный фактор. Если ответственные сотрудники местных органов власти вдруг неожиданно едва ли не ежемесячно стали посещать страны Персидского залива, это не может не вызывать определенных подозрений. К тому же, практика ведения дел с арабскими странами показывает, что там, как правило, отдается предпочтение расчетам в наличных. Поэтому крайне сложно учесть, какие именно суммы были использованы для лоббирования в России чуждых нам экстремистских форм Ислама. Одно можно сказать точно: суммы эти огромны. А ведь существует еще множество фондов и других «благотворительных» организаций, через которые прокачиваются крупные суммы денег для целей, далеких от «благотворительности».

И долгое время наши спецслужбы относились ко всему этому с полным безразличием. Отрадно сознавать, что сейчас в этом направлении кое-что стало меняться.

Если попытаться проанализировать, кто преимущественно является объектом для ваххабитских проповедей, то с сожалением придется констатировать, что главным образом это молодежь. Слишком серьезны соблазны: бесплатные заграничные поездки на учебу, в паломничества, просто крупные суммы в иностранной валюте.

Другой тревожный симптом: участились случаи, когда ислам принимают лица «нетрадиционной этнической принадлежности», в частности, русские. Такой «мусульманин» может быть только ваххабитом, так как национальная татарская культура, тесно связанная с Поволжским исламом, для него чужая, значит, принял он не полноценный традиционный ислам, а его искаженную, сектантскую версию. Такие «новообращенные» зачастую оказываются на Кавказе, в одном строю с арабскими наемниками...

Однако, сейчас начинает складываться впечатление, что худшее у нас уже позади. Во-первых, в Татарстане наиболее развитая структура Духовного Управления. Более 900 мечетей, есть свои (созданные без участия ваххабитов) духовные учебные заведения. Все это позволяет надеяться на то, что традиционный ислам в Татарстане сохранит свои позиции. Жаль, конечно, что с управлением всего этого по-прежнему нет полной ясности. Былое стремление властей сделать свое Духовное Управление максимально автономным привели к весьма плачевным результатам. И все-таки есть основания надеяться на лучшее. Уже сейчас власти Татарстана взяли курс на диалог с Центральным Духовным Управлением мусульман, возникло понимание того, что решить острейшие проблемы, возникшие за прошедший период, можно только сообща. Далеко не весь свой потенциал использовал Ментимер Шарипович Шаймиев – мудрый, вдумчивый политик, многое переосмысливший из того, что имело место в Республике за прошедший период.

Фактором огромной важности является и то, что Федеральный центр впервые за много лет стал проводить активную, взвешенную политику, направленную на повышение управляемости государством и защиту его национальных интересов.

Вообще, роль государства в деле защиты традиционных для России конфессий от многочисленных зарубежных недоброжелателей колоссальна. Русской Православной Церкви удалось справиться с целой армией протестантских и иных проповедников во многом благодаря государственной поддержке. В не меньшей степени в ней нуждаются и российские мусульмане.

Мировая практика показывает, что в наиболее стабильных исламских странах государство активно помогает мусульманскому духовенству и наоборот. Достаточно упомянуть, благополучный, бурно развивающийся сегодня Иран. В Египте государство обладает правом из числа уважаемого духовенства выбирать муфтия, а в Турции главный муфтий одновременно является и министром по вопросам вероисповедания. Ремонт мечетей, зарплата для священнослужителей – все это там прерогатива государства.

Вообще, разговоры о «продажности» мусульманского духовенства государству абсурдны. Это же наше государство, а не вражеское. Неужели состояние конфронтации с руководством собственной страны, со своим собственным народом, свидетельствует о высокой духовности? А о чем тогда свидетельствует тесное сотрудничество и полное взаимопонимание с представителями иностранных спецслужб, столь характерное для ревнителей «чистого ислама»?

На самом деле ситуация крайне серьезна. Враги российских мусульман обладают колоссальными финансовыми возможностями, их интересы лоббируют достаточно влиятельные в исламском мире государства. В этом отношении силы наши абсолютно неравны... Российское руководство долго пыталось дистанцироваться от проблем, стоящих перед российскими мусульманами. Это уже привело к очень негативным, отчасти даже трагическим последствиям. Власть, как на Федеральном, так и на местном уровне, должна взять своих граждан, исповедующих традиционный российский ислам, под свою опеку...

...А по факту издания газеты «Аль-Мулахет» в Набережных Челнах начато расследование. Есть надежда на то, что этот и подобные ему эпизоды навсегда излечат руководство Татарстана от излишней доверчивости...



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

«По сравнению с русским «торсом», Европа и Азия одинаково представляют собою окраины Старого Света. Причем Европой, с русско-евразийской точки зрения, является все, что лежит к западу от русской границы, а Азией – все то, что лежит к югу и юго-востоку от нее. Сама же Россия есть ни Азия, ни Европа.
И потому нет «Европейской» и «Азиатской» России, а есть части ее, лежащие к западу и к востоку от Урала...»

П. Савицкий


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::