::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №2

Современный Запад: «Мода» на Ислам

Владимир Голышев

Точка отсчета

Ислам в странах Запада традиционно представляли выходцы из мусульманских стран Востока, составляющие замкнутые диаспоры. Сформировавшееся в сознании западного человека представление об исламе как о мрачном пережитке Средневековья – многоженство, отсутствие равенства между полами, непривычный для западного человека образ жизни и обряды, – все это гарантировало исламу в странах Запада место одной из «культурных резерваций», а мусульманам – роль «хронических гастабайтеров».

Отдельные представители западной интеллектуальной элиты, становившиеся мусульманами в результате драматического духовного поиска – исключения, лишь подтверждающие правило, так как такие «новые мусульмане» просто отказывались от сомнительной чести быть западными людьми и становились людьми Востока (Рене Генон, например, переехал в Египет и примкнул к одному из суфийских орденов).

Но в последнее десятилетие ситуация резко изменилась. Сейчас ислам, статистика по которому неизменно демонстрирует быстрый и стабильный рост, объективно претендует на доминацию в странах Запада. Причем главным фактором этого роста постепенно становится не миграция и не высокая рождаемость у выходцев с мусульманского Востока, а целая армия прозелитов-европейцев (и американцев), в которую активно «рекрутируются» все новые и новые «бойцы»...

Франция: другая страна

Во Франции уже сейчас насчитывается более 500 тыс. представителей коренного населения, принявших ислам. Среди них такие знаковые персоны интеллектуальной, культурной и общественной жизни страны, как философ Роже Гароди, хореограф Морис Бежар, океанолог Жак-Ив Кусто, хирург Морис Бюкай... и даже католический аббат Жан-Мари Дюшемен (Абдельмаджид).

Сейчас это явление стало принимать массовый характер. И если прежде подавляющее большинство мусульман-французов составляли француженки – жены выходцев с Востока, то теперь мотивация «новых мусульман» имеет принципиальный характер и доля мужчин среди них значительно выросла (до 45%).

Согласно опросу, проведенному журналом «France – Pays Arabes» «новых мусульман» во Франции в исламе привлекают: «возможность обращаться к Богу без посредников», «необременительные, но обязательные обряды, регламентирующие и упорядочивающие жизнь» и, самое главное, то, что «ислам позволяет не менять образ жизни, он лишь делает ее психологически более комфортной»...

Франция – одна из самых секуляризированых стран Европы. Католические культовые сооружения там используются, в основном, как концертные площадки. Практикующими католиками считают себя не более 3% французов (главным образом, остатки аристократии). Даже к такой красивой и необременительной формальности, как обряд венчания, там прибегает не более 12% пар (остальные считают достаточным регистрацию в мэрии). В то же время, число мусульман во Франции (местных и выходцев из стран Востока, главным образом из Алжира) приближается к семи миллионам. Ислам уже сейчас признан второй официальной религией Франции. 15 января 1995 года Правительство одобрило и утвердило представленную французской мусульманской диаспорой первую исламскую декларацию, состоящую из 37 пунктов...

В общем, когда на фоне колоссального «разогрева» французской общественности мировыми СМИ на «чеченскую тему», французское правительство по-пиратски захватывает российский парусник, или когда во время очередного обострения на Ближнем Востоке по Франции прокатывается волна поджегов синагог, нужно отдавать себе отчет в том, что это уже совсем другая страна...

Великобритания: кризис веры

То, что Лондон сегодня является одним из признанных центров мирового терроризма «с исламской окраской», давно уже ни для кого не секрет. Менее известен тот факт, что число англичан, принимающих ислам, растет в геометрической прогрессии. Главным образом, это англичанки – жены мигрантов. Однако, доля таких «естественных мусульманок» неуклонно снижается, все чаще и чаще имеет место иная, более серьезная мотивация...

Характерной особенностью «новых мусульман» в Великобритании является то, что это, как правило, бывшие верующие христиане. Более того, бурный рост исламской общины за счет новообращенных англичан наблюдается на фоне повышенного интереса к христианской теологии. Англичанка Зуз Кендрик, преподавательница теологии, в колледже рассказывает: «Я была студенткой курса теологии. Именно академические споры и дискуссии стали причиной моего обращения в ислам...» Другая англичанка, 27-летняя студентка из Бирмингема Изза Хайс, признается: «Раньше я исповедовала христианские догмы без какой-либо тени сомнения и колебаний. Одно время я даже пыталась переубедить одного мусульманина в его вере и сделать так, чтобы он принял христианство. Однако все вышло наоборот».

Здесь мы сталкиваемся с неспособностью западных искаженных форм христианства предоставить ищущему человеку полноценную религиозную традицию. Альтернативой им служат еще более уродливые сектантские формы или уж совсем нелепый «New Age». В общем, в таком контексте выбор в пользу ислама представляется вполне логичным.

В Англии ежегодно более 12 тыс. христиан меняют вероисповедание, в то же время численность мусульман там ежегодно растет более чем на 32 тыс. человек. Согласно официальным данным, в Великобритании насчитывается не более 800 тыс. последователей англиканской церкви. Численность же мусульман в стране уже превысила 700 тыс. человек. Нетрудно подсчитать, что мусульмане в Великобритании станут «религиозным большинством» уже в ближайшие годы...

США: новое лобби

В 1996 году кандидат от штата Нью-Джерси Ричард Зэймор отверг поддержку мусульман штата на выборах в сенат, опасаясь бойкота со стороны влиятельной еврейской диаспоры. В ответ на это мусульмане объявили о поддержке соперника Зэймора Роберта Торичелли, который в итоге с небольшой разницей голосов победил своего оппонента. По завершении выборов Торичелли заявил, что именно голоса мусульман обеспечили ему победу. Сегодня сенатор Торичелли активно лоббирует интересы американских мусульман в верхней палате американского парламента...

Кандидат в сенат от штата Северная Дакота Лари Бритчер в ходе предвыборной кампании обещал, что в случае своей победы он будет добиваться сокращения военно-технической помощи Пакистану. В ответ на это мусульманская диаспора организовала сбор средств в поддержку конкурента Бритчера, который в итоге победил.

После этого большая часть аналитиков всерьез заговорила о мусульманском факторе в различных сферах политической жизни США, а кандидаты стали придавать немалое значение политическим симпатиям мусульманской общины.

На президентских выборах в 2000 году американские мусульмане уже выступили как серьезная политическая сила, за благосклонность которой отчаянно боролись оба кандидата.

Крупные мусульманские организации Америки («КАИР» – Совет по американо-исламским отношениям, Исламский американский альянс, Союз мусульман Америки, Совет по общеисламским делам) создали высший координационный совет для выработки единой стратегии. Было принято решение идти на выборы единым блоком. Через сеть Интернет были проведены опросы мусульман, чтобы определить их политические симпатии. Несмотря на естественные симпатии к лидеру «зеленых» Ральфу Надиру, подавляющее большинство мусульман прагматично предпочло поддержать Буша. Также в ходе опроса выявилось желание большинства мусульман участвовать в политической жизни страны и, главное, была высказана готовность действовать сообща.

Накануне выборов Совет по американо-исламским отношениям объявил о проведении регистрации всех граждан, исповедующих ислам, изъявивших желание принять участие в выборах. В этот день сотни мечетей и исламских центров по всей стране превратились в участки для регистрации избирателей. Особую активность проявили имам-хатыбы мечетей и сотрудники исламских центров, побуждая мусульман занести свое имя в регистрационные списки и принять участие в президентских выборах...

Едва ли не стопроцентная активность мусульман на президентских выборах получила широкое освещение в прессе и была признана новым важнейшим фактором, игнорировать который уже невозможно. По общему мнению, в некоторых штатах с большим процентом мусульманского населения, таких, как Мичиган и Огайо, именно его поддержка склонила чашу весов пользу Буша. Если вспомнить, насколько неубедительной была победа нынешнего хозяина Белого Дома, есть все основания полагать, что он ей во многом обязан именно поддержке американских мусульман. Можно не сомневаться, что мусульманская община извлечет из этого обстоятельства максимум пользы...

В общем, ислам в Америке, прежде связываемый исключительно с экстравагантным Луисом Фарраханом с его зрелищными акциями (или с темнокожими спортсменами и поп-звездами), отныне является серьезным фактором политической жизни США, фактором, значение которого будет неуклонно расти...

Наиболее чуткие наблюдатели уже отмечают, что это обстоятельство сказывается на позиции Администрации Буша, например, в отношении ситуации на Ближнем Востоке. Так или иначе, у влиятельного еврейского лобби в США появился новый опасный конкурент...

Странный «ислам»

Прежде чем оценить процесс исламизации Запада, следует выяснить: каковы традиционные пути распространения ислама, в каких формах он бытует в мире. А также определиться: всё ли, что называет себя «исламом», является таковым.

Несмотря на звучные декларации об его универсальности (которые можно услышать от многочисленных проповедников «чистого ислама» в Лондоне, Париже, Лиссабоне, Москве или Набережных Челнах), следует признать, что адекватный ислам, играющий в жизни народов позитивную роль, существует лишь в строго определенных исторически сложившихся формах.

Распространяясь по миру, ислам органично соединялся с национальными культурами, становился их неотъемлемой частью. Так возникал иранский шиизм, традиционный для Поволжья тюркский ханафийтский ислам или обогащенный суфизмом шафиизм Северного Кавказа. Органично вписался ислам и в национальные традиции некоторых народов Юго-Восточной Азии и Африки...

То же, как мусульманство распространяется в странах Запада, заставляет говорить о каком-то странном, нетрадиционном «исламе».

Во-первых, здесь объектом проповеди служат не народы (со своими специфическими национальными культурами и традициями), а атомарные личности. Причем люди Запада, как раз наоборот, являются наиболее «стерильными» в отношении собственных национальных традиций, что придает их увлечению исламом еще более парадоксальную (если не сказать: зловещую) окраску.

Что же их привлекает в исламе? И что же это, в конце концов, за «ислам»?

Анализируя причины быстрого распространения ислама в Великобритании лондонская «Таймс» пишет: «На Западе принимают ислам с открытыми глазами, будучи далекими от всех восточных традиций. Ислам для западного человека – это прежде всего порядок, спокойствие, надежная защита от язв цивилизации: повышенного уровня преступности, крушения семейных уз, распространения алкоголизма и употребления наркотиков...»

Американский писатель Михаил Вольф, утверждающий, что ислам в скором времени станет главной религией Америки, считает, что «если сравнить фундаментальные принципы американского общества с основными положениями ислама (в той версии, которая проповедуется на Западе – В.Г.), и при этом отбросить все ложные представления о нем, то в итоге проведенного исследования любой американец увидит, что ценности ислама совпадают с его собственными».

В частности, Михаил Вольф указывает на то, что:

– «Монотеизм ислама делает безболезненным переход в него людей, культурно связанных с христианской или иудаистической традициями».

– «Ислам защищает избирательное право, свободу совести и право на образование. В исламе каждый сам отвечает за свои поступки и каждый равен перед лицом Аллаха, что идеально соответствует правовым принципам гражданского общества».

– «Ислам насыщен привлекательными, мистическими традициями. Причем особый мистицизм ислама может быть истолкован как постоянное стремление к индивидуалистическому поиску личности Аллаха. Ислам нигде, кроме как в Америке, полной «индивидуалистов» и «искателей мистики», не смог бы распространяться с такой скоростью».

– «Ислам – религия максимального равенства. Среди всех религий, распространенных в Америке, только здания исламских мечетей (на территории от Нью-Йорка до Калифорнии их число превышает 4.000) схожи друг с другом, и в них во всех исполняются одинаковые ритуалы. Высказывание американцев о самих себе («единый народ под Богом») или же фраза Линкольна на Геттусбургских переговорах: «Все люди сотворены равными» – отражают стиль именно исламского мировоззрения».

– «Ислам поощряет увлечение американцев диетическим питанием. Орудж, поразивший многих американцев, зачастую скрыто, независимо от их желания, упорядочивает процесс принятия пищи. С другой стороны, мясо халал (дозволенное шариатом) рекомендуется медициной и в последнее время стало очень распространенным».

– «Коран ввел семейное право и дал женщинам возможность обзаводиться имуществом».

Нурийа, мусульманка из Великобритании, говорит: «По британскому телевидению показывали дискуссии о праве женщины сохранять свою фамилию после замужества. Но ведь женщины-мусульманки получили такое право еще 1400 лет назад! Были также урегулированы вопросы, касающиеся собственности, детей, наследства. Решение этих вопросов отвечало интересам женщин... Могу вам сказать, что мужчины – всего лишь гости у себя дома. Мой муж, например, спрашивает у меня разрешения, прежде чем привести какого-либо мужчину домой: мой дом – мое королевство».

Все это удивительно соответствует характерным особенностям современного западного общества: крайнему индивидуализму, «юридизму»... Даже феминизм здесь находит «Божественную санкцию»...

Все замечательно, но возникает вопрос, а «ислам» ли это?

«Новые пуритане»

К сожалению, приходится констатировать, что практически всех европейцев и американцев, формально принявших ислам, полноценными мусульманами назвать нельзя. Это те же самые современные, секуляризированные люди, бесконечно далекие от постижения основ веры (что вообще невозможно вне рамок определенной исторически сложившейся традиции). Ислам они получили из сомнительного источника, имеющего прямое отношение к сектантским, экстремистским, по сути, антимусульманским силам. Фактически, это – «ваххабиты» (если использовать этот термин с известной долей условности, как общепринятое обозначение «исламского протестантизма»). Причем характерная для представителей этого лжеучения нетерпимость и чисто сектантское представление о собственной исключительности (столь привлекательное для крайних индивидуалистов, коими являются западные люди) у таких «искусственных мусульман» сочетается с абсолютной приверженностью западным ценностям. Просто Запад, в свое время использовавший христианство для оправдания своей бесчеловечной хищнической природы, выхолостивший его, превративший в карикатуру, выбрал очередную жертву – ислам...

«Америка – более консервативная страна, чем Иран, – утверждает известный американский интеллектуал Ноам Чомски, – какие мысли здесь единодушно признаются самыми полезными? Иди в церковь, выслушивай проповеди, подчинись и не возражай!»

Это своего рода триумф того, что Макс Вебер называл «пуританской нравственностью» – мировоззренческой основы капитализма. Пуритане в период освоения Северной Америки активно использовали «тактику выжженной земли». Сегодня «новые пуритане» реализуют проект значительно более масштабный – в рамках проекта глобализации (по западным «чертежам») «освоению» подлежит уже весь земной шар. Истинный традиционный ислам, как одна из важнейших красок пестрого, многополярного мира, таким образом, находится в самом начале списка ценностей, подлежащих скорейшему уничтожению. Где-то недалеко от России...

Впечатляющая статистика роста популярности ислама в мире не может не вызывать у адекватного традиционного мусульманина определенной эйфории. Однако поддаваться ей нельзя. Новые «братья по вере» могут оказаться не более чем «переодетыми» колонизаторами. А реализация глобальных планов Запада может приобрести черты своего рода «джихада наоборот» – «джихада» против ислама.



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

«Стратегическая интеграция внутренних пространств СНГ постепенно должна распространиться на весь континент – страны оси «Москва – Тегеран – Дели – Пекин». Евразийская политика призвана открыть России выход к теплым морям: не путем войны и человеческих страданий, а путем мирного открытого и дружеского сотрудничества.
Евразийская политика в отношении Запада предполагает приоритетное сотрудничество со странами Европы. Современная Европа не является более олицетворением «мирового зла» (сейчас эту функцию выполняют США). А значит, Россия может найти в Европе стратегических партнеров, заинтересованных в возвращении роли лидера западной цивилизации. Евразийская Россия должна выступить в роли освободительницы Европы от американской политической, экономической и культурной оккупации».

А. Г. Дугин


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::