Евразийское Обозрение №1
Русская Вера: Старый Обряд
Игумен Иринарх
Игумен Иринарх настоятель единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской Слободе
Отец
Иринарх, после недавних юбилейных торжеств,
когда вы и другие клирики-старообрядцы отслужили
с Патриархом Алексием
молебен в Успенском соборе Московского Кремля,
интерес к единоверию, к приходам РПЦ, бережно
сохраняющим старый обряд, усилился. Михайловская
Слобода это своего рода образцовый
единоверческий приход. Как он возник?
Здесь, в окрестностях
Михайловской слободы, практически все население
старообрядцы. На таком маленьком «пятачке»
русской земли одновременно существовали: наша (единоверческая)
церковь в Михайловской слободе, две (белокриницкого
и неокружного согласия) в Чулкове, «новозыбковская»
беглопоповская церковь и беспоповский молельный
дом в Заозерье. То есть, практически «весь
спектр» русского староверия!
Интересная
деталь: здешние жители слова «единоверие»
вообще не знают, они называли и называют себя «церковные
старообрядцы». Официально статус
единоверческого здешний приход получил в 1817 году.
Здешние
беспоповцы по своему вероучению напоминают не
поморов или федосеевцев (утверждающих, что
благодать взята Богом на Небо), а скорее «часовенных»
(признававших иерархию как
таковую, но не имевших собственного священства
как бы беспоповцев поневоле)...
Совсем недавно в
возрасте 96 лет скончалась последняя наставница
местных беспоповцев по имени Любовь. У нас в
последнее время это согласие так и называли: «Любина
вера». Она самостоятельно крестила и отпевала.
Все древлеправославным чином, по старым книгам.
Правда, родственники усопшего зачастую на
следующий день после Любиного отпевания все-таки
несли покойника в церковь. Я им говорю: «Так
ведь уже отпели...» А они мне: «Не откажите,
батюшка... Мы, конечно, бабу Любу уважаем. Но как-то
это все-таки ненадежно».
Вообще, наши
бабушки-староверки, как правило, долгожительницы.
Причем они до последнего часа посещают все
службы, поют на клиросе... Недавно мы проводили
девяностопятилетнюю Александру Матвеевну. Глаза
у нее в последние годы уже почти не видели, но она
все наизусть помнила. Абсолютный слух,
абсолютная память. Она знала бесчисленное
множество местных духовных стихов на сюжеты
Нового и Ветхого Завета и замечательно пела их на
былинный лад... Это какой-то удивительный, никем
не тронутый пласт народной культуры,
своеобразного русского духовного сопротивления...
Все, что есть у нас на приходе хорошего, подлинно
русского, все, что имеет отношение к народной
духовной традиции, это все от них. Эстетика,
церковно-уставная дисциплина это из Москвы, а
дух здешний...
У нас еще
осталась одна бабушка. Ей 96 лет. Она каждое
воскресенье посещает храм, поет, по нескольку раз
в неделю бывает на панихидах и читает по ночам
над усопшим Псалтырь. Кроме того, она образцово
ведет свое домашнее хозяйство и трудится на
огороде. Она похоронила всех своих детей, и даже
внуков. «Забыл, говорит, меня Господь, всех
моих давно прибрал. А меня одну зачем-то оставил.
Уж не прогневала ли я Его чем особенным?..»
Сейчас
нередко приходится слышать от молодых, крепких
людей, что стоять многочасовую службу «никакого
здоровья не хватит». Похоже, что на самом деле
все наоборот...
Причем, имейте
в виду, что читать Псалтырь над усопшим ночью
одному (не соборно, как на службе) ох, как
непросто. Бабушки наши знают Псалтырь наизусть и
читают ее особой, местной, никогда мною прежде не
слышанной погласицей... Вам с
нашей бабушкой было бы неплохо лично
познакомиться. Она, между прочим, убежденная
единоверка. Мне случалось в разговоре с ней даже
защищать радикальных староверов. Говорю ей: «Веру-то
они какую держат правильную, хорошую...» А она
мне: «Веру-то они держат хорошую, а сами не
таковы! В духе-то у них мирности нет, все больше
озлобленность и непримиримость к другим...»
Когда наш храм
закрыли, многие из прихожан посещали «белокриницкий»
храм в Тураеве, она же специально ездила в
Москву в единоверческую церковь...
А когда в конце 80-х
храм, наконец, был открыт, среди местных жителей
было «смущение великое» не знали, как к
единоверию относиться. И вот местные жители
решили идти в поле, просить у Господа знамения...
Ночь. Огромное
пространство вокруг. Наш храм на холме. Стали
выбранные от общества уважаемые старики
молиться, и вдруг видят над храмом нашим
поднимается к небу огненный столп... С тех пор
особых споров о единоверии вроде бы не возникало.
В 30-е годы наш
храм закрыли, однако (благодаря твердости и
решительности местных жителей) разорять или
использовать для хозяйственных нужд не стали.
Только сняли колокола. А в 1941 году храм вновь был
открыт. А уже в 60-е годы храм был окончательно
разорен. Все самое ценное было вывезено. Иконы
рубили во дворе, а после сжигали... А ведь люди
того времени гордятся своей культурностью,
образованностью, гордо называют себя «шестидесятниками»...
Даже главную
храмовую святыню икону Божией Матери «Иерусалимская»
приговорили к сожжению. Эта икона заслуживает
особого разговора. Мы к ней еще вернемся...
Храм превратили,
к счастью, не в склад и не в клуб, а в
книгохранилище. Для этого искусственной
перегородкой разделили храмовое пространство,
чтобы сделать второй этаж.
В 1989 году
многолетние хлопоты местных жителей, наконец,
увенчались успехом храм отдали общине...
Отец
Иринарх, а как у вас складываются отношения со
свещенноначалием Русской Православной Церкви, в
частности, с митрополитом Крутицким и
Коломенским Ювеналием?
Прекрасно.
Владыка Ювеналий нам всячески покровительствует.
Его тщанием в Подмосковье действуют уже три
единоверческих прихода: наш, Спасо-Преображенская
церковь на станции Куровская и Вознесенская
церковь в селе Осташово. В то время как на всю
Москву приходится только один единоверческий
приход...
Батюшка,
вы обещали рассказать про чудотворную икону...
Во второй
половине XIX века в Москве свирепствовала
эпидемия чумы. Болезнь стремительно
распространялась по Рязанскому тракту. Тогда
здешние жители специально сняли
копию с чудотворного образа Божией
Матери «Иерусалимская» и обошли
с Крестным ходом свои села.
И вот, чудесным
образом, свирепствовавшая в близлежащих селах
болезнь обошла стороной маленький островочек,
как будто очерченный тем Крестным ходом с
новонаписанной иконой.
А как же,
все-таки, удалось вырвать святыню из лап
культурных «шестидесятников»?
Икону вывезли
для сожжения вместе с прочими, но местным жителям
все-таки удалось ее выкупить. Вместо иконы был
сожжен воз дров, чтобы «иконоборцы» могли
отчитаться.
Тридцать лет
икона провела в изгнании. Ее держали на дому,
помещали на время в одну из церквей Люберецкого
района. Но долго ее в церкви держать было нельзя
на всю церковную утварь набивали инвентарные
номерки, все было учтено (ведь верующим в храмах
ничего не принадлежало все было
государственной собственностью)... И вот теперь,
наконец, икона оказалась дома...
Беседовал Владимир Голышев
|