::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
Евразийское Обозрение №1

Русская Вера: Старый Обряд

Игумен Иринарх

Игумен Иринарх – настоятель единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской Слободе

– Отец Иринарх, после недавних юбилейных торжеств, когда вы и другие клирики-старообрядцы отслужили с Патриархом Алексием молебен в Успенском соборе Московского Кремля, интерес к единоверию, к приходам РПЦ, бережно сохраняющим старый обряд, усилился. Михайловская Слобода – это своего рода образцовый единоверческий приход. Как он возник?

– Здесь, в окрестностях Михайловской слободы, практически все население – старообрядцы. На таком маленьком «пятачке» русской земли одновременно существовали: наша (единоверческая) церковь в Михайловской слободе, две (белокриницкого и неокружного согласия) в Чулкове, «новозыбковская» беглопоповская церковь и беспоповский молельный дом в Заозерье. То есть, практически «весь спектр» русского староверия!

Интересная деталь: здешние жители слова «единоверие» вообще не знают, они называли и называют себя «церковные старообрядцы». Официально статус единоверческого здешний приход получил в 1817 году.

Здешние беспоповцы по своему вероучению напоминают не поморов или федосеевцев (утверждающих, что благодать взята Богом на Небо), а скорее «часовенных» (признававших иерархию как таковую, но не имевших собственного священства – как бы беспоповцев поневоле)...

Совсем недавно в возрасте 96 лет скончалась последняя наставница местных беспоповцев по имени Любовь. У нас в последнее время это согласие так и называли: «Любина вера». Она самостоятельно крестила и отпевала. Все древлеправославным чином, по старым книгам. Правда, родственники усопшего зачастую на следующий день после Любиного отпевания все-таки несли покойника в церковь. Я им говорю: «Так ведь уже отпели...» А они мне: «Не откажите, батюшка... Мы, конечно, бабу Любу уважаем. Но как-то это все-таки ненадежно».

Вообще, наши бабушки-староверки, как правило, долгожительницы. Причем они до последнего часа посещают все службы, поют на клиросе... Недавно мы проводили девяностопятилетнюю Александру Матвеевну. Глаза у нее в последние годы уже почти не видели, но она все наизусть помнила. Абсолютный слух, абсолютная память. Она знала бесчисленное множество местных духовных стихов на сюжеты Нового и Ветхого Завета и замечательно пела их на былинный лад... Это какой-то удивительный, никем не тронутый пласт народной культуры, своеобразного русского духовного сопротивления... Все, что есть у нас на приходе хорошего, подлинно русского, все, что имеет отношение к народной духовной традиции, – это все от них. Эстетика, церковно-уставная дисциплина – это из Москвы, а дух – здешний...

У нас еще осталась одна бабушка. Ей 96 лет. Она каждое воскресенье посещает храм, поет, по нескольку раз в неделю бывает на панихидах и читает по ночам над усопшим Псалтырь. Кроме того, она образцово ведет свое домашнее хозяйство и трудится на огороде. Она похоронила всех своих детей, и даже внуков. «Забыл, – говорит, – меня Господь, всех моих давно прибрал. А меня одну зачем-то оставил. Уж не прогневала ли я Его чем особенным?..»

– Сейчас нередко приходится слышать от молодых, крепких людей, что стоять многочасовую службу «никакого здоровья не хватит». Похоже, что на самом деле все наоборот...

– Причем, имейте в виду, что читать Псалтырь над усопшим ночью одному (не соборно, как на службе) – ох, как непросто. Бабушки наши знают Псалтырь наизусть и читают ее особой, местной, никогда мною прежде не слышанной погласицей... Вам с нашей бабушкой было бы неплохо лично познакомиться. Она, между прочим, убежденная единоверка. Мне случалось в разговоре с ней даже защищать радикальных староверов. Говорю ей: «Веру-то они какую держат правильную, хорошую...» А она мне: «Веру-то они держат хорошую, а сами – не таковы! В духе-то у них мирности нет, все больше озлобленность и непримиримость к другим...»

Когда наш храм закрыли, многие из прихожан посещали «белокриницкий» храм в Тураеве, она же – специально ездила в Москву в единоверческую церковь...

А когда в конце 80-х храм, наконец, был открыт, среди местных жителей было «смущение великое» – не знали, как к единоверию относиться. И вот местные жители решили идти в поле, просить у Господа знамения...

Ночь. Огромное пространство вокруг. Наш храм на холме. Стали выбранные от общества уважаемые старики молиться, и вдруг видят – над храмом нашим поднимается к небу огненный столп... С тех пор особых споров о единоверии вроде бы не возникало.

В 30-е годы наш храм закрыли, однако (благодаря твердости и решительности местных жителей) разорять или использовать для хозяйственных нужд не стали. Только сняли колокола. А в 1941 году храм вновь был открыт. А уже в 60-е годы храм был окончательно разорен. Все самое ценное было вывезено. Иконы рубили во дворе, а после сжигали... А ведь люди того времени гордятся своей культурностью, образованностью, гордо называют себя «шестидесятниками»...

Даже главную храмовую святыню – икону Божией Матери «Иерусалимская» – приговорили к сожжению. Эта икона заслуживает особого разговора. Мы к ней еще вернемся...

Храм превратили, к счастью, не в склад и не в клуб, а в книгохранилище. Для этого искусственной перегородкой разделили храмовое пространство, чтобы сделать второй этаж.

В 1989 году многолетние хлопоты местных жителей, наконец, увенчались успехом – храм отдали общине...

– Отец Иринарх, а как у вас складываются отношения со свещенноначалием Русской Православной Церкви, в частности, с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием?

– Прекрасно. Владыка Ювеналий нам всячески покровительствует. Его тщанием в Подмосковье действуют уже три единоверческих прихода: наш, Спасо-Преображенская церковь на станции Куровская и Вознесенская церковь в селе Осташово. В то время как на всю Москву приходится только один единоверческий приход...

– Батюшка, вы обещали рассказать про чудотворную икону...

– Во второй половине XIX века в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Болезнь стремительно распространялась по Рязанскому тракту. Тогда здешние жители специально сняли копию с чудотворного образа Божией Матери «Иерусалимская» и обошли с Крестным ходом свои села.

И вот, чудесным образом, свирепствовавшая в близлежащих селах болезнь обошла стороной маленький островочек, как будто очерченный тем Крестным ходом с новонаписанной иконой.

– А как же, все-таки, удалось вырвать святыню из лап культурных «шестидесятников»?

– Икону вывезли для сожжения вместе с прочими, но местным жителям все-таки удалось ее выкупить. Вместо иконы был сожжен воз дров, чтобы «иконоборцы» могли отчитаться.

Тридцать лет икона провела в изгнании. Ее держали на дому, помещали на время в одну из церквей Люберецкого района. Но долго ее в церкви держать было нельзя – на всю церковную утварь набивали инвентарные номерки, все было учтено (ведь верующим в храмах ничего не принадлежало – все было государственной собственностью)... И вот теперь, наконец, икона оказалась дома...

Беседовал Владимир Голышев



English Italiano Deutche
Сделать стартовой страницей Почта На главную страницу
Тезисы Евразии

«Неоевразийство заложило основы современной российской геополитики, приобрело мощный кадровый потенциал сторонников во властных структурах и силовых министерствах и ведомствах (основывающих на евразийской геополитике серьезные оперативные международные, военные и экономические проекты).
Неоевразийство повлияло на современную отечественную политологию, социологию, философию».

А. Г. Дугин


Спецпроекты
Геополитика террора >>
Исламская угроза или угроза Исламу? >>
Литературный комитет >>
Сайты региональных отделений «Евразии»
Санкт-Петербург >>
Приморье >>
Якутия >>
Чувашия >>
Нижний Новгород >>
Алтайский край >>
Волгоград >>
Информационная рассылка
ОПОД «Евразия»

Реклама




 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::